Крупнейшая энергетическая компания Германия E.on объявила о радикальной реструктуризации своего бизнеса. По сути дела она "сама себя расчленяет", пишет немецкая экономическая газета Handelsblatt. Значительную часть своих активов гигант намерен в 2016 году передать новой компании, функцию которой ряд аналитиков по аналогии с банковским сектором сравнили с bad bank – банком проблемных активов. В эту новую фирму поступит и весь бизнес E.on, так или иначе связанный с Россией.
Два энергетических мира
"Резкие изменения на глобальных энергетических рынках, технические инновации, а также растущие и все более индивидуальные ожидания клиентов требуют от нас смелого нового старта, - заявил глава компании Йоханнес Тайссен (Johannes Teyssen). - Существовавшая до сих широкая бизнес-модель E.on больше не соответствует новым вызовам. Поэтому мы хотим радикально изменить свою структуру".
Поясняя эту мысль 1 декабря на пресс-конференции в штаб-квартире компании в Дюссельдорфе, Йоханнес Тайссен обосновал необходимость предстоящего разделения E.on на два открытых акционерных общества параллельным существованием в наши дни "двух энергетических миров". С одной стороны, это классическая энергетика с вертикально интегрированными компаниями и крупными генерирующими мощностями. Она, заверил топ-менеджер, будет успешно существовать и дальше.
Но наряду с ней в последние годы возник новый мир, развивающийся, прежде всего, благодаря все более зрелой и рентабельной возобновляемой энергетике, подчеркнул топ-менеджер. Отметив, что сейчас "ни в один другой способ производства электроэнергии не направляется столько инвестиционных средств", он выразил уверенность, что в будущем данный тренд скорее усилится.
Именно на этот "новый энергетический мир", для которого характерна децентрализация производства, постоянные инновации, обилие индивидуальных решений и более активная роль потребителей, E.on, которая уже является, к примеру, третьим по размерам оператором морских ветропарков в мире, и сделала теперь ставку.
Ставка на децентрализацию и сервис
По словам Йоханнеса Тайссена, компания сконцентрируется впредь на "возобновляемой энергетике, энергетических сетях и решениях для клиентов". В соответствующих подразделениях, остающихся под брендом E.on, трудятся примерно 40 тысяч из нынешних 60 тысяч работников. Остальные 20 тысяч перейдут в новую компанию, штаб-квартира которой тоже будет находиться в Германии.
Этой фирме передадут все активы, признанные отныне непрофильными, в частности, все атомные, угольные, газовые и гидроэлектростанции и все подразделения, занимающиеся добычей и торговлей энергоносителями. Йоханнес Тайссен конкретно назвал генерацию электроэнергии компанией "Э.ОН Россия", долю в Южно-Русском газовом месторождении (Западная Сибирь), в газопроводе "Северный поток" и в бразильской компании ENEVA.
Напомним также, что в свое время E.on поглотила крупнейшего немецкого импортера российского газа Ruhrgas и в результате стала важнейшим немецким клиентом "Газпрома". Теперь она избавляется и от этого актива, равно как и от подземных газовых хранилищ в Европе. Однако отказ от бизнеса с Россией происходит не по страновому, а по отраслевому принципу. В свою очередь, в Турции компания остается потому, что там ей принадлежат линии электропередачи.
Длинный список непрофильных активов
Впрочем, слово "избавляться" никто из членов правления E.on на пресс-конференции, естественно, не употреблял. Наоборот, выступавшие всячески подчеркивали большие перспективы традиционной энергетики, особенно на развивающихся рынках. Тем не менее, руководство E.on недвусмысленно дало понять, что собирается вывести новую фирму на биржу и в перспективе сокращать свою долю в ее капитале.
Насколько привлекательной эта новая фирма окажется для инвесторов, покажет будущее. В последнее время многие угольные и особенно газовые электростанции в Германии и в целом ряде других стран ЕС оказались убыточными, в том числе из-за растущей конкуренции со стороны возобновляемой энергетики.
К тому же на баланс новой фирмы E.on передаст свои атомные электростанции, которые в ближайшие годы будут закрываться в связи в взятым Германией курсом на отказ от ядерной энергетики. Соответственно, именно эта фирма и будет нести многомиллиардные расходы, связанные с демонтажом отключенных АЭС. Поэтому некоторые эксперты и сравнили ее с "плохим банком", управляющим неликвидными активами. Большой вопрос, хватит ли у такой компании капитала для развития своего бизнеса, к примеру, для дальнейших инвестиций в российскую электроэнергетику.
Многие немецкие эксперты расценили предстоящее разукрупнение E.on как очередную победу политики, направленной на свертывание атомной энергетики и широкомасштабный переход на возобновляемую энергетику. В Германии это называют энергетическим поворотом (Energiewende). Инвесторам обнародованный план понравился. 1 декабря акции E.on подорожали более чем на 4 процента и стали бесспорными лидерами роста в немецком биржевом индексе DAX.
Источник: Deutsche Welle