«Альтернативная энергетика перестает казаться чем-то фантастическим» – так прокомментировала государственную политику в области биотоплива Ольга Ракитова, исполнительный директор Национального биоэнергетического содружества, в ходе завершившегося в минувшую субботу в Петербурге Весеннего биотопливного конгресса.
Вместе с тем, как показывает практика, российские участники рынка производства топливных гранул ориентированы главным образом на экспортные поставки, а, как отмечали в кулуарах участники конгресса, для того, чтобы создать российским производителям оптимальные условия для развития бизнеса, необходимо обеспечить логистическую составляющую…
Топливные гранулы (пеллеты) – это побочный продукт деревообработки, по сути, измельченные, спрессованные под сильным давлением и высушенные опилки, технология изготовления которых позаимствована у производителей комбикормов и адаптирована под обработку древесины. Пеллеты используются как при отоплении частных домов с помощью котлов или даже каминов (бытовые гранулы), так и для теплоэлектро¬станций (промышленные гранулы). Основное достоинство данного топлива – низкий (по отдельным показателям – нулевой) уровень выбросов при сжигании.
В 2008 году в Европу было поставлено порядка 8–20 млн тонн топливных гранул, при этом эксперты прогнозируют расширение географии постоянных потребителей как следствие вступления в силу Киотского протокола, так и в результате поддержки со стороны государств. Наиболее активную политику проводит Франция, недавно внедрившая налоговые льготы для пользователей «альтернативных» котельных, а также Австрия и Германия. Причем в последней переход на возобновляемые ресурсы был провозглашен частью государственной политики.
В настоящее время основными экспортерами топливных гранул на рынок Европы являются, как это ни странно, учитывая расстояния перевозок, Канада и США (по словам О. Ракитовой, на долю этих двух стран пришлось порядка ½ общего объема продукции, поставляемой на российский рынок. Участники рынка объясняют такое положение дел налаженной логистической системой – доставка в Европу осуществляется с помощью 50-тысячных судов, причем погрузка занимает приблизительно столько же времени, как и погрузка судна всего лишь на 3 тыс. тонн в Большом порту Санкт-Петербург.
Из Северной Америки груз доставляется в порт навалом, после чего с помощью специальных шлангов – рукавов – перекачивается в трюм судна. В России же груз приходит в порты расфасованным в биг-беги и чуть ли не вручную засыпается в трюм судна, что, собственно, и повышает его стоимость до практически неконкурентоспособного уровня.
В Европе и Канаде гранулы тоже расфасовываются в бумажные мешки или биг-беги, но используются они только при перевозке на коротком плече (до 300 километров) или в том случае, когда предприятие работает на условиях самовывоза (такую систему применяет, например, финская компания SCA BioNorr wood). При более дальних перевозках конечная стоимость продукции становится слишком высокой. Так, по мнению специалистов Массачусетского исследовательского центра биоэнергетики (Biomass Energy Resource Center), доставка расфасованных пеллет наиболее целесообразна на расстояние до 50 миль.
Какие на данном фоне перспективы у российских производителей? Возможно, дадут результаты усилия российского правительства по стимулированию рынка альтернативной энергетики. Так, в начале нынешнего года были одобрены направления государственной политики на период до 2020 года, в частности сформирован стандарт на биотопливо, предполагается более чем в два раза увеличить долю производства электроэнергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых ресурсов (с нынешнего 1 до 2,5%). В ходе конгресса были озвучены конкретные примеры государственной поддержки: в Ханты-Мансийском автономном округе была компенсирована процентная ставка по кредиту производителю топливных гранул, в Ленинградской области разработана концепция по переводу котельных Приозерского района на биотопливо, схожая программа действует и в Республике Карелия.