Автор: Давыдов Евгений, Независимый эксперт по упаковке
Опубликовано: портал Unipack.ru
Несомненно, новостью номер один последних недель в упаковочном мире стало объявление о слиянии двух американских химических гигантов – Dow Chemical и DuPont. Слияния и поглощения – вещь обычная, но в данном случае возникают вопросы.
Ни одна из компаний не выпускает упаковку, но мы, упаковщики, давно привыкли считать их своими, поскольку и DuPont, и Dow Chemical поставляют на рынок синтетические материалы и другие решения, активно применяющиеся в упаковке. Мы знаем, с каким интересом в обеих фирмах относятся к упаковочному рынку и с каким пристальным вниманием следят за ним. (Так, в составе Dow функционирует специализированное упаковочное подразделение – Pack Studios.) Поэтому все происходящее не может не задевать нас за живое.
На первый взгляд, все логично: слияние успешных бизнесов часто бывает очень выгодным акционерам, поскольку позволяет не только контролировать большую, нежели ранее, долю рынка, но и оптимизировать процессы за счет сокращения расходов на дублирующие друг друга функции и операции. Поэтому не вызывает удивления реакция биржевиков: сразу после объявления о слиянии акции Dow Chemical выросли в цене на 8%, а бумаги DuPont – на целых 12% (потом акции несколько подешевели, причем на фоне общего снижения рынка).
Но не все так просто. Антимонопольные органы США, естественно, не дали бы двум крупнейшим бизнесам объединиться «просто так». Точку зрения властей четко выразил председатель комитета сената США по юридическим вопросам Чак Грэссли. В интервью Wall Street Journal он заявил: «DuPont и Dow – два титана американской индустрии, и объявленное слияние требует самого серьезного рассмотрения». Итак, в результате слияния будет образована группа DowDuPont, в состав которой войдут три компании. Одна из них будет заниматься сельским хозяйством, другая – разработкой новых материалов, а третья, как говорится в сообщениях, – «специализированными продуктами». Таким образом, объединяющиеся компании надеются избежать блокировки сделки государством.
В ходе слияний сотрудники компаний часто убеждают своих клиентов, что «все будет по-прежнему». В нашем случае объединенному бизнесу грозит столь масштабная перестройка, что никакой уверенности в том, что «все будет по-прежнему» нет. Аналитик инвестиционной компании Edward Jones Мэтт Арнолд заявил в интервью USA Today: «Dow и DuPont отлично дополняют друг друга. Поэтому появилась возможность не только объединить бизнесы, но и увеличить их стоимость, а также привлечь новых заказчиков». С этим нельзя поспорить. Но эксперт Эдам Хартунг, некогда, кстати, возглавлявший бизнес-подразделение DuPont, утверждает в интервью Forbes: «Новые компании будут слабее, а не сильнее». Далее он отмечает: «…без подразделений по исследованиям и разработкам, без подразделений по созданию новых продуктов, без патентных отделов, без программ грантов на разработки, с сокращенным… персоналом. Как на деле обеспечить будущий рост?»
Инновации в области материалов – один из важнейших двигателей современного рынка упаковки. Мы знаем, какой большой вклад внесли обе компании, и прежде всего DuPont, в это инновационное движение (DuPont предлагает десятки и десятки решений для упаковки и печати, и этот список постоянно пополняется). Мы знаем, какой огромный вклад в науку вносят крупные американские корпорации, позволяющие себе роскошь содержать дорогостоящие исследовательские отделы и лаборатории и дающие гранты сторонним ученым. Мы очень надеемся, что оптимизация бизнеса не затронет инновационного потенциала DowDuPont. В этом кровно заинтересована мировая упаковочная отрасль, которой всегда требуются новые инструменты, позволяющие идти вперед.
Источник: Abercade