Сейчас происходят изменения, которые приведут к повсеместному внедрению электромобилей в следующем десятилетии.
С развитием эффективных технологий приходит время, когда покупка альтернативного товара перестает иметь смысл. Вспомните смартфоны в прошлом десятилетии, цветные телевизоры в 1970-х или даже бензиновые автомобили в начале 20-го столетия. Предсказать временные рамки таких изменений довольно сложно, но когда они происходят, меняется весь мир.
Похоже, что 2020-е годы станут десятилетием электромобилей.
Как сообщает Bloomberg, в 2015 году цены на аккумуляторы упали на 35% и, судя по траектории их снижения, даже без государственных субсидий электромобили в ближайшие шесть лет станут столь же доступны, как их бензиновые собратья (согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance (BNEF)). И это будет отправной точкой для настоящего взлета продаж электромобилей в сегменте масс-маркета.
Как свидетельствуют прогнозы, к 2040 году электромобили, способные перемещаться на дальние расстояния, будут стоить меньше $22000 (по нынешнему курсу доллара). В мировом масштабе 35% всех новых машин будут заряжаться от розетки.
Рост в отрасли электромобилей
Источники: данные Bloomberg New Energy Finance, Marklines
Но это не тот план, на который рассчитывают рынки нефти, и легко понять почему. На сегодняшний день, доля электрических автомобилей составляет лишь одну десятую процента на мировом автомобильном рынке. На улицах большинства стран они в диковинку, а их стоимость существенно выше, чем у аналогичных машин, работающих на бензине. ОПЕК утверждает, что электромобили займут всего 1% автомобильного рынка в 2040 году. В прошлом году Райян Лэнс (Ryan Lance), СЕО компании Conoco Phillips, сказал, что в ближайшие 50 лет, то есть на нашем веку, электромобили не будут оказывать существенного влияния.
Однако в ближайшие несколько лет Tesla, Chevrolet и Nissan планируют начать продажи электромобилей дальнего следования с ценовым диапазоном $30000. Другие производители автомобилей и технологические компании инвестируют миллиарды в десятки новых моделей. К 2020 году стоимость некоторых из этих моделей будет меньше, а характеристики лучше, чем у их бензиновых аналогов. Поставленной целью могло бы стать повторение успеха Tesla Model S, которая сейчас превзошла своих конкурентов в категории крупногабаритных автомобилей класса «люкс» в США. Тогда возникает вопрос: насколько упадет спрос на нефть из-за электромобилей? И в какой момент снижение спроса сможет перевесить чашу весов и вызвать следующий нефтяной кризис?
В первую очередь, необходимо получить оценочные данные о том, как быстро будут расти продажи.
В прошлом году рост продаж электромобилей по всему миру составлял приблизительно 60%. Это интересная цифра, поскольку она практически совпадает со скоростью роста, которую Tesla прогнозирует для продаж вплоть до 2020 года. Она также согласуется со скоростью роста продаж, которая способствовала победе Ford Model T в доавтомобильной эре в 1910-х г.г. Для сравнения, кривая продаж панелей солнечных батарей имеет примерно такой же характер, демонстрируя ежегодный рост приблизительно на 50%, в то время как продажи LED-лампочек каждый год взлетают почти на 140%.
Вчера в первом эпизоде нового анимационного сериала Bloomberg, который называется «Sooner Than You Think» («Раньше, чем вы подумаете»), мы подсчитали эффект от продолжающегося 60% роста рынка. И результаты показали, что уже к 2023 году электромобили могут привести к снижению спроса на нефть на 2 млн. баррелей в день. Это вызвало бы перенасыщение нефтяного рынка, подобное тому, которое спровоцировало нефтяной кризис 2014 года.
Но совокупные темпы роста на столь высоком уровне – 60% в год – не могут удерживаться долгое время, поэтому это весьма агрессивный прогноз. На сегодняшний день, BNEF использует более методичный подход к анализу, делая разбивку стоимости электромобилей по их компонентам. Он помогает прогнозировать, когда их цена упадет достаточно для того, чтобы привлечь среднестатистического покупателя. При использовании модели BNEF точка обвала нефтяного рынка на 2 млн. баррелей в день будет пересечена несколькими годами позже – в 2028 году.
Объем нефти, который будет вытеснен электромобилями, зависит от того, когда взлетят автопродажи.
Три сценария роста продаж электромобилей.
Источник: данные Bloomberg
При сохранении существующих темпов роста электромобилей снижение спроса на нефть достигнет 2 млн. баррелей в день (масштабы нынешнего перенасыщения рынка) уже в 2023 году.
Но такие прогнозы весьма неоднозначны. Можно надеяться лишь на их более высокую точность, по сравнению с бытующим в нефтяной отрасли мнением о том, что интерес к развитию электромобилей не велик.
«Если обратиться к отчетам, изданным ОПЕК или Exxon, они прогнозируют уровень проникновения электромобилей на уровне 2 процентов, — говорит Салим Морси (Salim Morsy), аналитик BNEF и автор сегодняшнего доклада по электромобилям. — Каким будет конечное число к 2040 году — 25% или 50% — это не столь существенно и так важно, как бинарный опцион, свидетельствующий о массовом внедрении».
Анализ BNEF базируется на общих затратах, обусловленных владением электромобилем, включая такие составляющие, как техобслуживание, расходы на бензин и — самое важное — стоимость аккумуляторов.
На аккумуляторы приходится примерно треть себестоимости электромобиля. Для массового внедрения электромобилей должно быть выполнено одно из следующих четырех условий:
1. Государство должно предложить стимулирующие меры, которые позволят снизить затраты.
2. Производителям придется смириться с очень низким уровнем маржи.
3. Покупатели должны быть готовы платить больше за то, чтобы эксплуатировать электромобиль.
4. Стоимость аккумуляторов должна быть снижена.
Первые три условия уже реализуются в настоящее время, когда появились первые покупатели электромобилей, но их действие не может быть долгосрочным. К счастью, динамика стоимости аккумуляторов развивается в нужном направлении.
Затраты на аккумуляторы составляют треть стоимости электромобиля.
При продолжающемся падении стоимости аккумуляторов спрос на электромобили будет расти.
Источник: данные Bloomberg New Energy Finance
Есть и другая часть этого уравнения по электромобилям: откуда возьмется все это электричество? По данным BNEF, к 2040 году электромобили будут потреблять около 1900 тераватт-час электричества. Это составляет около 10% всего объема электроэнергии, произведенного человечеством за прошлый год.
Хорошая новость заключается в том, что электроэнергия становится чище. С 2013 года мир получает за счет солнца и ветра больше электроэнергии, чем из угля, природного газа и нефти вместе взятых. Электромобили будут способствовать снижению стоимости хранения аккумуляторов и сохранению электроэнергии из энергоисточников периодического действия (солнечная и ветровая энергия). В движении к чистой энергетике электромобили и возобновляемые источники энергии формируют взаимовыгодный цикл спроса.
А как насчет лития и других ограниченных ресурсов, которые используются в производстве аккумуляторов? BNEF провел анализ и этих рынков и пришел к выводу, что с ними нет проблем. До 2030 года для комплектов автомобильных батарей потребуется не более 1% от известных запасов лития, никеля, марганца и меди. Для них понадобится 4% мировых запасов кобальта. После 2030 года в новый химический состав батарей, скорее всего, войдут другие сырьевые материалы, делая их комплекты легче, меньше и дешевле.
Несмотря на все это, у представителей нефтяного рынка остается повод для скептических оценок. Производителям электромобилей нужно придерживаться курса на их удешевление, однако пока еще не хватает станций быстрой зарядки для удобных дальних поездок. Множество новых водителей в Китае и Индии будут и впредь выбирать машины на бензине и дизеле. Растущий спрос на нефть в развивающихся странах мог бы перевесить воздействие электромобилей, особенно, если цена на сырье упадет до $20 за баррель и останется на этом уровне.
Еще одна переменная, которую учитывает BNEF, – это рост самоуправляемых автомобилей и сервисов райдшеринга, таких как Uber и Lyft, которые смогут вывести на дороги больше автомобилей с пробегом более 20000 миль в год. Чем большее расстояние проходит машина, тем более экономичным становится комплект батарей. По данным BNEF, если эти новые сервисы станут успешными, к 2040 году доля электромобилей достигнет 50% от общего объема рынка новых автомобилей.
Единственное, в чем мы можем быть уверены: когда бы ни разразился кризис нефтяного рынка, это только станет началом. Из года в год количество электромобилей на дорогах будет расти, а спрос на нефть падать. И у некоторых производителей останутся баррели нефти, которые они не смогут реализовать.
Источник: Abercade