Материал подготовлен на основе данных исследования компании Abercade Российский рынок комбикормов в 2010-2014 годах.
За последние несколько отмечается стабильно положительная динамика российского рынка комбикормов. Увеличение объема рынка обусловлено как ростом поголовья с/х животных и птицы, пересмотром подходов к их кормлению, так и наличию развитой сырьевой базы. Замедление темпов роста произошло только в 2014 году по причине девальвации рубля (привело к росту стоимости импортных компонентов комбикормов, на которые приходится до 40% себестоимости корма), стремительного роста цен на основные ингредиенты кормов российского производства (зерно, жмыхи, шроты и прочее).
Основываясь на данных официальной статистики РФ, а также данных ФТС России, в 2014 году объем рынка составил 23,2 млн тонн, что на 38% превышает показатель 2010 года. За 2010-2014 годы наибольший прирост количественного показателя отмечен в 2012 году, когда объем предложения увеличился на 13% относительно предшествующего периода и достиг уровня 20,5 млн тонн.
Расчетный объем российского рынка комбикормов в денежном выражении составил 7,4 млрд USD, что примерно на 61% превышает показатель 2010 года. Следует отметить, что стоимостный показатель в данном случае носит условный характер, т.к. значительный объем выработки комбикормов приходится на предприятия, которые производят продукцию для собственных нужд и входят в состав вертикально и горизонтально интегрированных животноводческих и растениеводческих холдингов.
В период 2010-2014 годы ежегодный прирост натурального показателя составил около 8%, стоимостного – 13%. Неравномерный прирост показателей указывает на общую тенденцию к увеличению цен на комбикорма. Уровень цен находится в тесной зависимости от состояния сырьевых рынков: в первую очередь зернового рынка (т.к. к зерновые культуры составляют до 60-70% от рационов комбикормов), а также рынков кормовых компонентов (примечательно, что значительная доля кормовых добавок импортируется). Снижение стоимостного показателя отмечено только в 2014 году, что происходило на фоне стремительного роста курса USD.
В целом российский рынок комбикормов фактически полностью представлен продукцией отечественного производства, что связано с наличием достаточно сильно развитой комбикормовой промышленности внутри страны, высокой долей логистических и таможенных издержек при формировании конечной стоимости продукта. Преимущество кормов российского производства также и в том, что они изготавливаются по технологии just-in-time, т.е. время от их производства до потребления животными незначительно. В исследуемый период доля импорта составила 0,4-0,5% от общего объема рынка, доля экспорта – не более 0,04% от объема производства. Бо̀льшая зависимость от импорта отмечена только для молодняка скота и птицы (цыплята, поросят, телят), а также в сегменте кормов для хищных рыб (форель, атлантический лосось, осетровые), для которых предъявляется стабильно высокое качество.
В отраслях птицеводство, свиноводство и скотоводство потребности в кормах практически полностью обеспечиваются за счет российских производителей (не менее 99%).
В структуре рынка комбикормов по назначению преобладают корма для птицы, на долю которых по итогам 2014 года в количественном выражении пришлось около 57% от общего объема рынка, в стоимостном выражении – 59%.
Около трети рынка занимают корма для свиней. Сегмент характеризуется наиболее высокими темпами прироста рынка. В 2014 году объем предложения оценивался на уровне около 34% от общего объема в натуральном и стоимостном выражении.
Вслед за птицеводством и свиноводством по объемам потребления идет скотоводство, на долю которого в 2014 году пришлось около 9% от объема рынка в натуральном выражении и 7% в стоимостном. По сравнению с 2010 годом объем предложения кормов практически не изменился, что связано с негативной тенденцией к сокращению поголовья КРС.
Доля прочих комбикормов от общего объема рынка остается незначительной на протяжении всего периода исследования и составляет около 1%.
Уважаемые клиенты! Все вопросы, связанные с данным отчетом, можно задать по адресу mail@abercade.ru, используя форму на странице исследования или по телефону +7 (495) 730-7459.
Источник: Abercade