![](/i/more.gif)
Компания Abercade представляет аналитический материал, посвященный основным характеристикам российского рынка жестебанки. Статья подготовлена с использованием данных обновленного обзора российского рынка жестебанки за 2010-2014 годы.
Производство жестяных банок
Ввиду отсутствия официальных статистических данных об объемах производства жестяной тары на территории Российской Федерации, достаточно проблематично получить точные цифры. Тем не менее, по результатам анализа данных из различных источников структуру и объемы производства жестяной тары в России, аналитики Abercade представляют в виде таблицы.
Рейтинг компаний-производителей жестяных банок для пищевой промышленности в 2010-2014 гг. (млн усл шт.)
![](/i/photo/tara114.jpg)
Источник: Обзор российского рынка жестебанки за 2010-2014 годы, Abercade
Кроме того, среди крупных производителей можно назвать ОАО «Мурманский тарный комбинат», ООО «Белгородский завод металлоизделий» и ООО «Завод металлоупаковки» (Ленинградская область), которые выпускают около 50-70 млн банок в год.
В России жестяные банки для пищевой промышленности производятся в основном для консервирования рыбы и мяса; порядка 10% овощных консервов производятся в импортные банки. География потребления банок достаточно ограничена: основными потребителями российской жестебанки являются Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Краснодарский край, Приморский край.
Особенностью рынка жестебанки является такой факт: почти все производители сгущенного и концентрированного молока сами производят для себя банки. Это объясняется тем, что технология производства банки для молочной продукции наиболее простая. Молоко не агрессивно по отношению к жести, поэтому банки не нужно дополнительно лакировать. Примеров производства тары мясными, рыбными и овощными комбинатами меньше. Они часто выбирают импортную банку либо покупают тару у специализированных производителей.
Постепенно увеличивается доля предприятий, которые производят жестяную банку исключительно для упаковки собственной продукции. Это связано с тем, что в свете негативных макроэкономических условий многие предприятия активно ищут пути снижения себестоимости производимой продукции, и одним из путей для этого видят в производстве собственной тары.
Объем производства жестебанок в денежном выражении за 2014 год можно оценить в 19,5 млрд рублей.
Импорт жестяных банок
В 2012 - 2014 годах отмечалось сокращение импорта жестяной тары для пищевых продуктов, что объясняется ростом объемов производства жестяной тары российскими производителями, а так же замедлением темпов роста спроса на жестяную тару. Так же значимым фактором, оказавшим влияние на объемы импорта жестяной тары стала девальвация российского рубля в 2014 году, которая сделала импортную тару неконкурентоспособной по цене.
По сравнению с 2012 годом, когда объемы импорта достигали максимальных значений, в 2014 году импорт жестяной тары в Россию сократился на 62,3% достигнув минимальных значений за весь рассматриваемый период.
Объем импорта жестебанок в натуральном выражении в период 2010-2014 гг. (млн. усл шт.)
![](/i/photo/tara112.jpg)
Источник: Обзор российского рынка жестебанки за 2010-2014 годы, Abercade
Из диаграммы видно, что импорт жестяной тары в 2014 году сократился по сравнению со значениями 2013 года на 14,8%. По сравнению с 2010 годом импорт сократился на 50,3%.
Объем импорта жестебанок в денежном выражении в 2010 – 2014 гг в целом соответствует динамике импорта жестяной тары в натуральном выражении. В 2011 году импорт жестебанок в стоимостном выражении вырос на 54% до уровня 33,1 млн долларов, в 2012 году сократился на 35,4%, в 2013 остался практически на уровне прошлого года, а в 2014 году упал на 13,7% достигнув минимальных значений за весь рассматриваемый период.
Начиная с 2010 года первое место в импорте жестяной тары в Российскую Федерацию занял Китай. Его доля выросла с 18,2% в 2010 году до 42,3% в 2014 году.
Второе место в общем объеме импорта жестебанки в 2014 году заняла Украина (15,4%).
Значительные объемы жестяной тары в 2014 году импортировались в Россию из Турции и Польши (13,7% и 7,2% соответственно).
Доля прочих стран не превысила 6,8%
Рейтинг стран отправителей жестебанок в 2014 году
![](/i/photo/tara113.jpg)
Источник: Обзор российского рынка жестебанки за 2010-2014 годы, Abercade
Крупнейшим экспортером жестебанок своего производства на российский рынок в 2014 году стала китайская компания Dongguan City Jingli Can. По итогам года, объем продукции этой компании составил 26,3% от общего объема импорта.
Вторым по величине экспортером жестебанок являлась украинская компания ООО «Силган Метал Пэкэджинг Бровары», которая поставляет жестебанки своего производства в южные регионы России. В 2014 году компания экспортировала около 11,5 млн шт. банок, что составило 13,5% от общего объема импорта.
Третье место заняла турецкая компания Satern Ambalaj Sanay Ve Ticaret, которая поставила в 2014 году около 11,3 млн шт. банок или 13,3% от общего объема импорта.
Прогноз развития рынка жестебанки
После бурного развития российского рынка жестебанки в 2000-2008 годах, когда рост внутреннего производства составил более 50%, в период 2011 – 2014 годы наблюдалось некоторое сокращение рынка жестебанки. Развитие рынка упаковки из белой жести для пищевой отрасли тесно связан с темпами роста консервной промышленности, что стало основной причиной такого положения вещей. Сокращение объемов производства консервной промышленности в 2012 году составило около 2%, в 2013 году 1,8%, но в 2014 году произошел небольшой рост. В 2012 – 2014 годах к этому добавились и стремления традиционных потребителей жестяных банок искать более дешевые виды упаковки. Совокупность этих факторов привела к сокращению российского рынка жестяной банки для упаковки пищевых продуктов в 2012 году на 5,8%, а в 2013 году еще 4,3%. В 2014 году производство жестяной тары выросло на 0,6%.
Важным фактором является и то, что большинство российских жестебанок, а также пищевые предприятия, обладающие собственными линиями фасовки продукции в жестяную тару, используют устаревшее оборудование и технологию производства банки. Доля предприятий, производящих современную жестебанку, сравнительно невелика.
Характерной особенностью развития рынка жестяной тары 2011 – 2015 годах является увеличение спроса на банку с литографией, а также увеличение доли дорогих консервов, упакованных в современные жестебанки с использованием легковскрываемых крышек, в то время как доля дешевых консервов, тара для которых производится по устаревшим технологиям, уменьшается.
Важное значение имеет и проблема сырьевого обеспечения отрасли. Единственным поставщиком белой жести в Российской Федерации является Магнитогорский металлургический комбинат. Его производственные мощности не в состоянии обеспечить всех в необходимом объеме, к тому же некоторых производителей в силу особенностей их оборудования не устраивает качество производимой комбинатом продукции (нестабильная толщина, недостаточная жесткость и др.). В результате источником жести остается Европа. Ведущие производители импортируют ее из Словакии, Германии, Франции. Компания «ЖестьУпак» помимо Европы закупает жесть в Казахстане. Кроме того, лаки, необходимые для производства рыбных, овощных и мясных консервных банок, приобретаются исключительно за границей.
Тем не менее, несмотря на объективные трудности, с которыми сталкиваются производители жестяной тары для упаковки пищевых продуктов, динамика показателей рынка во второй половине 2014 – 2015 годов позволяет с осторожным оптимизмом смотреть в будущее.
Во второй половине 2014 – 2015 годов огромное влияние на рынок консервированной пищевой продукции в России оказали взаимные санкции, девальвация рубля и рост стоимости импортных консервов, а так же снижение жизненного уровня населения. Уже в третьем квартале 2014 года производители консервированных овощей начали сообщать о рекордных продажах.
Потребители в регионах стали переходить со свежих продуктов на упакованные в жестяные банки. До резкой девальвации рубля свежие овощи были ненамного дороже консервированных, а после девальвации они стали на много дороже.
В конце 2014 года сложилась нестандартная ситуация: рубль падал, но крупные торговые сети отказывали поставщикам в повышении цен. В этой ситуации покупатели стали активно переходить на товары длительного хранения.
Еще одним фактором роста продаж российских консервов стал уход конкурентов из Молдавии и Украины. Роспотребнадзор с июля 2014 года запретил ввоз в Россию консервов из этих стран – из-за несоответствия этикетки внутреннему содержанию банок. Запрет пришелся на период сбора и переработки сезонных овощей, так что большинство российских производителей успели нарастить производство. Многие иностранные производители после запрета начали размещать заказы на российских заводах.
Так же, производители рыбных консервов сообщают о достаточно неплохих показателях в начале 2015 года. Многие из них смогли в 2014 - 2015 гг. инвестировать в развитие производства, в том числе и в развитие собственного производства жестяной тары.
Учитывая перечисленные факторы в 2015 году отрасль жестяной тары столкнулась с уникальной ситуацией: ухудшение экономической ситуации, снижение уровня жизни населения, рост стоимости импорта и экономические санкции дают возможность не только увеличить объем производства, но и увеличить стоимость производимой жестяной тары.
Таким образом, в 2015 году объем рынка жестяной тары может увеличиться на 3% – 5% до 4,8 – 4,9 млрд. усл банок.
Уважаемые клиенты! Все вопросы, связанные с данным отчетом, можно задать по адресу mail@abercade.ru, используя форму на странице исследования или по телефону +7 (495) 730-7459.
Источник: Abercade