Объем рынка подсолнечника России
В России потребности внутреннего рынка в семенах подсолнечника удовлетворяются практически полностью за счет внутреннего производства. Объем рынка подсолнечника, как и масличных в целом, динамично возрастал в последние несколько нет, что было спровоцировано увеличением потребления продуктов его переработки, прежде всего в пищевой промышленности: подсолнечное масло, майонезы, мягкие маргарины (имитации молочных продуктов). Объем рынка семян подсолнечника в 2005 году составил 6116,6 тыс. тонн, в 2006 показатель возрос на 6% до 6478,7 тыс.тонн за счет увеличения внутреннего производства, в 2007 году предложение на рынке сократилось до 5516,7 тыс.тонн, что было вызвано неурожаем вследствие неблагоприятных условий. Возникший дефицит на рынке был восполнен за счет существовавших запасов.
Недостаточный объем предложения на рынке вызвал резкое повышение цены, среднегодовой показатель стоимости тонны семян в 2006 году был равен 4950 руб., в 2007 году он возрос практически в два раза до 9300 руб. Причем в период роста цен, который пришелся на последние месяцы 2007 год, цена на подсолнечник достигала 13000 руб. за тонну. Объем рынка семян подсолнечника в стоимостном выражении в 2007 году может быть оценен примерно в 2 млрд. долларов, что практически в два раза превосходит объем рынка в 2006 году.
Объем рынка подсолнечника Украины
Потребности рынка Украины в подсолнечнике практически полностью удовлетворяются за счет внутреннего производства. Для рынка Украины, как и для рынка России, несколько лет было характерно увеличение потребности в подсолнечнике, вызванное ростом объемов потребления продуктов маслоперерабатывающей отрасли. В 2004-2005 году это привело к почти полному прекращению экспортных поставок.
В 2006 году благодаря значительному урожая потребности внутреннего рынка были полностью удовлетворены—объем предложения зерна на рынке составлял 5 063,3 тыс.тонн и даже оказался избыточным (это выразилось в уменьшении цен на культуру в сравнении с предыдущим годом в среднем на 30 гривен т.е. 6 долларов за тонну).
Однако в 2007 году положительная тенденция увеличения рынка претерпела коррективы, вследствие сокращения внутреннего производства подсолнечника. Объем предложения на рынке сократился до 3 775,2 тыс.тонн, недостаток был восполнен за счет существовавших запасов, однако вызвал резкое повышение цен на внутреннем рынке. Если в 2006 году средняя цена за тонну подсолнечника, по данным Госкомстата составляла 950 гривен, то в 2007 году 1925 гривен. Несмотря на сокращение физического объема рынка подсолнечника, стоимостная его оценка возросла до 1 439,5 млн. долларов США т.е. на 50% в сравнении с предыдущим годом.
Объем рынка подсолнечника Беларуси
В Беларуси подсолнечник не выращивается, поэтому предложение семян подсолнечника на белорусском рынке формируется импортными поставками из России. Потребность в семенах подсолнечника на внутреннем рынке Беларуси, как в Украине и России, постоянно увеличивается: в 2007 году объем рынка составил 9,4 тыс.тонн, что на 30% превысило прошлогодний показатель. Стоимостная оценка объема рынка семян подсолнечника в 2007 году составила 7,6 млн.долларов США против 3,4 млн. долларов США 2006 году. Следует отметить, что сам рынок семян подсолнечника в Беларуси является небольшим по объему.
Вызвано это тем, что в страну импортируется достаточно значительный объем продуктов переработки семян (масло, майонезы и т.д.), кроме того маслоперерабатывающая отрасль страны ориентирована на выработку масла из культивируемого в стране рапса.
Переработка подсолнечника
Согласно усредненным показателям выхода из семян подсолнечника масла и других побочных продуктов, можно установить следующее соотношение: средний выход масла из семян подсолнечника составляет 38-40%, побочных продуктов в виде шрота или жмыха—44-46%, лузги—примерно 16%. Вид побочного продукта зависит от способа получения подсолнечного масла –при экстрагировании химическими реагентами получают шрот, при прессовании и шнековании—жмых (в последнее время появилась технология дополнительного экстрагирования жмыха подсолнечника). Следует отметить, что эти показатели являются усредненными, так как выход масла напрямую зависит от качества сырья, состояния оборудования и соблюдения технологии на конкретном предприятии.
Средние показатели долевого соотношения основных и побочных продуктов переработки семян подсолнечника
Масло Шрот/Жмых Лузга
Подсолнечник 38-40% 44-46% 14-16%
Источник: Исследовательская компания Abercade
Основываясь на этом соотношения структура производства основных и побочных продуктов переработки подсолнечника может быть описана следующим образом:
Основным продуктом производства переработки семян подсолнечника является масло, в процессе получения которого в качестве побочных продуктов получают жмых или шрот, а также лузгу. Использование подсолнечника в кондитерских целях в общем объеме рынка незначительно.
Производство подсолнечного масла в России и Украине находится в прямой зависимости от объемов валового сбора культуры. Тенденция увеличения этого показателя до 2006 года в 2007 году резко изменилась в связи с сокращением площадей и снижением урожайности вследствие неблагоприятных погодных условий. Возникший дефицит сырья в масложировой отрасли, который был частично компенсирован за счет использования существовавших запасов семян подсолнечника, выразился в сокращении объемов производства масла и всех сопутствующих продуктов: в России производство масла сократилось на 4,5%.
Соответственно сократилось и производства таких важных видов белкового корма как шрота и жмыха. Однако подобная ситуация не определяет общую дальнейшую тенденцию рынка, так как столь значительное сокращение валового сбора было неожиданным (основным фактором стали неблагоприятные погодные условия) . Напротив, масложировая отрасль в последние несколько лет являлась одной из наиболее динамично развивающихся как в России, так и в Украине, благодаря повышению спроса со стороны потребителей как на само масло (увеличение продаж бутулированного масла), так и на продукты его переработки, прежде всего майонезы, хотя нельзя не учитывать и такие сегменты как мягкие масла (спреды) и маргарин.
Основные тенденции на рынке подсолнечника
Производство подсолнечника, как и остальных масличных, в последние несколько лет являлось одной из наиболее высокорентабельных производства в сельском хозяйстве: по данным Госкомстата Украины этот показатель составлял 75,9%, самый высокий показатель среди всех сельскохозяйственных культур. Высокая рентабельность была обусловлена благоприятной ценовой конъюнктурой рынка в следствие повышения спроса со стороны рынка как на само масло, так и на продукты его переработки. Наиболее динамично развивается сегмент розничной продажи фасованного подсолнечного масла, который растет за счет увеличения потребления масла на душу населения (домохозяйств не использующих масла не существует, однако показатель среднедушевого потребления еще ниже среднеевропейского уровня).
Рынок майонезов, продолжит рост, однако темпы его будут умеренными—так как уже достигнут высокий уровень потребления в этом сегменте, возможно более значительное расширение сравнительно молодого рынка майонезных соусов с различными добавками. Также ожидается рост потребления масла со стороны производителей мягких масел (спредов) и маргарина, последний за счет увеличения кондитерских изделий. Восстребованность подсолнечника на рынке подтверждалась уверенным ростом цены на него, пик которого пришелся на 2007 год, когда вследствие дефицита на рынке, цены поднялись на 45%, в сравнении с предыдущим годом.
Однако помимо факторов позитивного влияния рынка на расширения производства подсолнечника, действует и ряд сдерживающих тенденций.
Первая негативная тенденция касается биологических особенностей подсолнечника как сельскохозяйственной культуры. Подсолнечник является культурой сильно истощающей почву и возвращение его на прежнее место высева возможно только через несколько лет. По этой причине резкое расширение посевных площадей под культуру приводит к необходимости их сокращения в последующие годы. Однако производители подсолнечника, в целях увеличения единовременного дохода в условиях высокой цены на культуру, зачастую пренебрегают правилами культуры растениеводства, что ведет к вырождению подсолнечника, а значит и сокращению урожайности.
Вторая негативная тенденция связана с резким ростом цен на подсолнечник, что в конечном счете приводит к снижению экономической целесообразности использования подсолнечного масла, и замена его, где это возможно, более дешевыми видами—прежде всего пальмовым, и отчасти кукурузным.
Третья негативная тенденция также касается повышения цен на культуру, так как в условиях резко повышающейся рентабельности производства и высокой цены на подсолнечник в 2007 году, выращивание культуры привлекло большое количество производителей, что в конечном итоге вызывало превышение предложения над спросом и обвал цен, как это и произошло осенью 2008 года, когда цены упали практически в два раза. Кроме того, спецификой производства подсолнечника в России и Украине является значительная доля небольших производителей и фермеров, которые зачастую не обладают необходимыми мощностями для хранения семян, что вынуждает их соглашаться на имеющиеся на конкретный момент предложения.
Пессимистичные тенденции, ярко проявившиеся осенью 2008 года, с большой вероятностью приведут к сокращению производства подсолнечника в 2009 году. На подобный ход развития событий также повлияет истощенность почв и объективная необходимость сокращения посевных площадей под культуру.
Материал подготовлен Исследовательской компанией Abercade