Успех "сухого" способа производства этанола означает, что в ближайшем будущем индустрия этанола сможет производить послеспиртовой барды больше, чем нужно отечественному (США) рынку кормов и зарождающемуся экспортному рынку. Уже сейчас многие считают высушенную послеспиртовую барду с растворимыми компонентами недооцененным сопутствующим продуктом производства этанола.
Срок хранения мокрой барды с растворимыми веществами и влагосодержанием от 65 до 70 процентов меньше одной недели. Таким образом, сфера ее применения ограничивается в среднем 61 милей от завода. И в то же время, рынок высушенной барды с растворимыми веществами (DDGS) является глобальным. Обычно заводы продают 2/3 барды высушенной, хотя процесс сушки может составлять около 30 процентов текущих расходов завода. Для того, чтобы DDGS оставалась востребованным товаром, спрос на нее не должен отставать от предложения. Можно ли как-то поддержать спрос?
Согласно оценке Исследовательского Института Пищевой и Сельскохозяйственной Политики (FAPRI), входящего в состав Государственного Университета Айовы в городе Эймс, промышленность этанола в США в 2013-2014 годах может получить 43 миллиона тонн DDGS, как следствие производства 16,8 миллиардов тонн этанола. Такое увеличение производства DDGS по сравнению с 15 миллионами тонн в 2006-2007 годах означает, что предложение может намного превысить спрос - если, конечно, промышленность не расширит свой рынок, как говорит Дермот Хаес (Dermot Hayes), соуправляющий FAPRI.
"Если взглянуть на перспективу" - говорит Хаес - "то количество DDGS, которое необходимо будет продать в 2013-2014 годах, приблизительно равно количеству соевой муки, произведенной в 2006-2007 годах. Это значит, что рынок DDGS должен вырасти так, чтобы поглотить за пять лет столько продукции, сколько рынок соевой муки поглотил за несколько десятилетий."
Результаты наблюдений Хаеса появились в новой электронной книге под названием "Использование послеспиртовой барды в американской и международной индустрии домашнего скота и птицы", которую опубликовал Midwest Agribusiness Trade Research and Information Center (MATRIC). Хаес является одним из редакторов публикации.
Бурный рост производства DDGS вызван не только быстро распространяющейся индустрией этанола, но и популярностью "сухого" способа получения, при котором получают как высушенную, так и мокрую барду (в противоположность "мокрому" способу, дающему зерновой глютен и муку). В 2004 году существовало 59 заводов по "сухому" производству этанола общей мощностью 2,6 миллиарда галлонов. Ожидается, что к 2010 году будут действовать 189 таких заводов, производящих 12,4 миллиардов галлонов этанола, говорит Фрэнк Дули (Frank Dooley), агроном из университета Пердью в Западном Лафейетте, штат Индиана, и Бобби Мартенс (Bobby Martens), логист из ISU. Развитие отрасли зернового этанола в США будет осуществляться в основном за счет "сухого" способа, вследствие чего производство DDGS будет расти прямо пропорционально производству этанола, говорит Джон Фокс (John Fox), агроном из Государственного Университета Канзаса в Манхэттене.
В среднем, "сухой" завод производит 2,79 галлона денатурированного этанола и 17,5 фунтов DDGS из одного бушеля зерна. Грубо говоря, он может производить 40 миллионов тонн DDGS из 5 миллионов бушелей зерна.
С 2004 по 2007 год Corn Belt произвел 88% национального зерна, 97% национального этанола, а также 40% говядины и молочных продуктов, говорят Дули и Мартенс. По словам Фокса, такая близость производителя и потребителя дала возможность отечественным владельцам крупного рогатого скота поглотить более 85% произведенной послеспиртовой барды. Мясные и молочные породы крупного рогатого скота употребляют по 42% от всего отечественного потребления, свиньи 11%, и домашняя птица 5%.
Менее половины владельцев домашнего скота используют послеспиртовую барду, ссылаясь на ее малую полезность, говорит Фокс, но более половины даже не думают делать этого. Согласно опросу, проведенному Национальной Сельскохозяйственной Службой Статистики при министерстве сельского хозяйства США среди владельцев скота, а также рекомендованным нормам добавления DDGS в корма, потенциальный рынок DDGS в Америке исчисляется 39 миллионами тонн, что довольно близко к тем 43 миллионам, которые ожидают произвести в 2013-2014 годах. Однако, вероятно не только они станут единственными потребителями DDGS. Полное потребление приведет к занижению цены на DDGS, отмечает Николас Паулсон (Nicholas Paulson), агроном из Иллинойского Университета в Урбане, штат Иллинойс. Он также является одним из спонсоров публикации в MATRIC.
Так как DDGS может храниться в среднем две недели, ее производители зависят от надежности транспортных перевозок. Многие фермеры могут достать грузовик, но только крупные владельцы скота могут использовать грузоперевозки. Один 48000-фунтовый грузовик может обеспечить рекомендованной нормой DDGS 200 молочных коров, 400 мясных коров, или 1600 свиней в месяц. В среднем, рынок перевозок грузовиками не превышает 250 миль от завода, говорят Дули и Мартенс. В 2007 году производители отправили 47% DDGS грузовиками, что эквивалентно 322,000 минимальных грузов, и ожидается возрастание этой цифры до 574,000 в 2010 году.
Железная дорога используется, как правило, для отправки DDGS на дальние расстояния, что расширяет внутренний рынок. 100-тонные вагоны, заполненные DDGS, обычно проходят расстояние от Кукурузного пояса до побережья как минимум за 12 дней, но хранилища способны получить и запасти 10,000 тонн за раз, говорят Дули и Мартенс.
Только 15 процентов DDGS экспортируется. Ожидается, что количество штатов, имеющих заводы "сухого" этанола, должно удвоится с 13 в 2004 до 26 в 2010 году, что сделает производство DDGS более распределенным географически. Однако, производство этанола остается сконцентрированным в Кукурузном поясе, где в 2007 году девять штатов произвели излишек DDGS, говорят Дули и Мартенс. К 2010 году ожидается, что 14 штатов будут производить 25 миллионов тонн излишков, из которых 10 миллионов будут использованы на внутреннем рынке. В 2007-2008 годах было отправлено на экспорт 3,9 миллиона тонн DDGS. В 2008-2009 собираются экспортировать 5,9 миллионов тонн, говорит Фокс.
Исторически, цены на DDGS сопровождали цены на зерно, говорит Паулсон, но DDGS должна стоить больше него, хотя и дешевле, чем соевая мука. По его словам, производители этанола должны понять выгоды от развития экспортного рынка, чтобы увеличить спрос на DDGS, которую они производят. Увеличение мирового спроса на мясо, повышение цен на пищевое зерно и сравнительно низкие тарифы для DDGS должны помочь, говорит Фокс. Но здесь существуют сильные конкуренты.
"Одной из главных трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться на иностранных рынках, является жесткая конкуренция со стороны пшеничной а также соевой муки" говорит Райан Ле Гранд (Ryan LeGrand), менеджер по экспортному маркетингу Hawkeye Gold LLC, дочерней компании Hawkeye Energy Holdings LLC. Hawkeye Gold продает DDGS заводам Hawkeye во всем штате Айова. Ле Гранд говорит, что DDGS труднее продавать на текущем рынке, чем черноморскую пшеницу или индийскую соевую муку. С другой стороны, при плохом урожае пшеницы, "нам приходилось видеть спрос на DDGS во всем мире", отметил он.
Исторически Европейский союз являлся важным рынком экспорта DDGS. По словам Фокса, ЕС импортировал 53% американского экспорта DDGS в 2005 году. Однако ограничение Евросоюзом импорта генетически модифицированных зерновых нанесло урон. "Европейский союз фактически должен быть исключен, как экспортный рынок" сказал Фокс.
Прочными остаются рынки в Канаде и Мексике, причем потенциал Канады составляет 3,8 миллиона тонн, а Мексики 3,1 миллиона. Фокс отметил, что, так как Япония, Тайвань и Южная Корея очень полагаются на импортируемую пищу, экспорт в эти страны возрастает. Вместе они могут импортировать 5,4 миллиона тонн.
В последнее время сильно развиваются малые международные рынки, так что доля экспорта с каждым годом возрастает, говорит Паулсон. Доля экспорта на рынки Центральной и Южной Америки, на Карибы, в Юго-Восточную Азию и Африку выросла до отметки в 25% в 2007 году. Даже по заниженным оценкам, потенциальный спрос на DDGS на таких рынках может превысить 16 миллионов тонн.
Вместе, отечественный и заграничный спрос сможет поглотить ожидаемое увеличение производства DDGS, но U.S. Grains Council (USGC) будет продолжать рассказывать своим потенциальным покупателям о DDGS, говорит Фокс.
"USGC сделал много полезной работы для развития иностранных рынков" говорит Брюс Аббе (Bruce Abbe), исполнительный директор компании Midwest Shippers' Association, которая способствует продажам сельскохозяйственной продукции со Среднего Запада, как внутренним, так и международным покупателям. "В прошлом году мы наблюдали значительный спрос" сказал он. "В частности, существует интерес со стороны Китая".
Чтобы расширить рынки экспорта, промышленность этанола должна решить проблему непостоянства продуктов. Например, продавать DDGS как марочный товар.
"Мы продаем брэнд Hawkeye Gold как товар постоянного качества через нашу сеть заводов" говорит Ле Гранд, "и мы пытаемся выдвигать на первое место его полезность и качество исходя из этого. Для того чтобы брэнд стал общепризнанным, требуется время. Мы придерживаемся этой политики, и она работает."
Но продвижения торговой марки и обещаний качества еще недостаточно для всех заграничных покупателей. "В частности, азиатские покупатели желают приехать к нам и увидеть все своими глазами: завод, продукцию, и еще много чего", говорит Сен Бродерик (Sean Broderick), старший мерчендайзер компании CHS Inc. в городе Инвер-Гров-Хайтс, штат Миннесота, имеющей соглашения о торговле с 28 производителями этанола. "Покупатели из Азии много раз приезжали сюда. Они осмотрели много разных заводов, и, мне кажется, они чувствуют себя более уверенно занимаясь с вами торговлей, если они увидели товар."
По словам Фокса, промышленности необходимо еще решить проблему с текучестью DDGS. Если ее влажность превышает 10%, она может затвердеть во время перевозки, что заставляет людей бить молотками поверхности и дно вагонов, чтобы заставить ее течь, говорят Дули и Мартенс. Это побудило руководство железных дорог потребовать, чтобы для перевозки DDGS грузоотправитель использовал свои или арендованные вагоны. (Вследствие чего спрос на вагоны увеличился на 25,000) "Они так поступили, потому что все вагоны были избиты", говорит Бродерик, продающий DDGS с 1991 года. "Существовало множество заводов, которые грузили ее совершенно бессистемно. Они даже не давали ей охладиться и грузили ее не через горлышко."
"С годами дела пошли лучше", говорит Пол Люндеквам (Paul Lundequam), начальник отдела перевозок Arcadia Cooperative Association в штате Висконсин. Это предприятие имеет станции перегрузки DDGS из вагонов в контейнеры, которые используются для поставок для Ashley Furniture Industries Inc.
"Пять лет назад, если грузовик не успевал доехать от завода за шесть часов, его разгружали от одного до полтора часа, просто стуча по нему ", объясняет Люндеквам. "Но теперь, в большинстве случаев мы больше не стучим по грузовику до тех пор, пока не нужно будет удалить остатки".
"Изменения в нашей отрасли имеют двойной характер", говорит Бродерик. "Первое - то, что наши заводы знают, как лучше всего загружать товар. Второе - понимание покупателей и разгрузчиков, что DDGS - не зерно, и для ее разгрузки необходимо применить немного творчества и усилий."
При доставке DDGS на международные рынки используются железные дороги, контейнеры и баржи. Согласно Дули и Мартенсу, перевозки становятся третьей по величине статьей расходов для производителей этанола после сырья и счетов за электроэнергию.
То, что Канаде и Мексике хорошо развита сеть железных дорог, а также отсутствие тарифов, согласно с Североамериканским соглашением о свободной торговле, делают экспорт железной дорогой наиболее привлекательным., говорит Фокс. Ожидая роста экспорта в 2010 году, перевозчики собираются утроить число вагонов до 251,000 штук.
Для доставки DDGS в порты необходимо использовать железные дороги и баржи. Поскольку большая часть DDGS производится в штатах вдоль реки Миссисипи, перевозки на баржах являются вполне конкурентоспособными по сравнению с железной дорогой, говорят Дули и Мартенс. Однако, заводы этанола на севере могут использовать 1,500-тонные баржи лишь четыре или пять месяцев в году, прежде чем наступит зима.
Хотя 20-футовые контейнеры могут вместить только 18 тонн DDGS, они все больше используются для отправок в Азию из портов около Чикаго, Канзас-Сити, Мемфиса и Колумбуса, говорят Дули и Мартенс. "Этот метод используют много транспортных систем", говорит Аббе. "Новые главные порты в Китае являются многофункциональными контейнерными портами."
Перевозки контейнерами исключают многократные перегрузки DDGS. "Контейнер может быть направлен прямо к конечному потребителю, где его разгрузят ", говорит Аббе. "Это сделано специально для DDGS."
Продавцы DDGS начали использовать контейнеры в самое нужное время, говорит Бродерик. "Хорошей чертой контейнеров является то, что они появились тогда, когда мы начали серьезно расширять индустрию, так что огромное число иностранных покупателей могут заказывать у нас небольшие партии товара без какой-либо инфраструктуры, необходимой при оптовых закупках ."
Такие перевозки также помогают продавать DDGS как марочный продукт. После того, как контейнеры запечатаны, "они могут пройти весь путь от продавца к покупателю и их не нужно ни разу открывать", говорит Аббе. "Это идеал для индивидуальной сохранности."
Вместе с тем контейнеры создают накладные расходы для производителей этанола. "Их недостаток в том, что у вас находится документация на каждый контейнер, за который вы несете ответственность", говорит Бродерик.
Так будет ли этаноловая промышленность производить больше DDGS, чем нужно отечественному и международному рынкам?
"Я слышу это с 1991 года, когда три грузовика в день считалось большим количеством товара ." сказал Бродерик. "В конце концов, рынок наведет порядок в вещах. Рыночная цена является одним из методов решения проблем."
Контакт: rchristiansen@bbiinternational.com или (701) 373-8042.
© 2009 BBI International