Аналитика

Краткий обзор европейского биодизельного рынка

Производство и потребление биотоплива всячески поддерживается Европой через ряд принятых стратегических решений. Система регулирования производства биотоплива развивалась в Европе в течение последних лет. В 2003 году была принята Директива, устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом – 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году. Другой документ создает основу налогообложения на биотопливо: оно должно полностью или частично освобождаться от налогов в целях обеспечения его конкурентоспособной цены.
Однако прогнозы, относительно темпов роста рынка биотоплива не оправдали себя. Только Германия (3,8%) и Швеция (2,2%) достигли своих целевых показателей. Эксперты полагают, что доля биотоплива достигнет лишь 4,2% к 2010г. (некоторые из них приводят даже цифру в 2,4%).
 В январе 2007 года ЕС были объявлены стратегические цели по обеспечению энергетической безопасности и приоритеты экологической политики, ориентированные до 2020 г.:

• необходимость снижения выброса парниковых газов на 20%;
• доведение доли альтернативных источников в энергетическом балансе до 20%;
• 10% биотоплива в транспортной структуре топливного баланса.

Для доведения доли биотоплива в энергетическом балансе до 5,75% необходимо довести уровень его производства до 24 млн. тонн, заменив тем самым 18,6 млн. тонн ископаемого топлива. Это означает, что 20% от общей площади пахотных земель необходимо будет отдать под биотопливо, что является достаточно весомым показателем.

Плюс ко всему, все большее число специалистов приходит к выводу о том, что переход на биотопливо привел к продовольственному кризису и постепенному уничтожению тропических лесов. Также появились статьи, в которых доказывалось, что некоторые сорта биотоплива не приводят к сокращению выбросов парниковых газов. Эти факторы негативно сказались на развитии биотопливного рынка.

Руководство ЕС намерено сократить использование биодизеля из пальмовых деревьев, поскольку массовое производство такого топлива способствует уничтожению тропических лесов в Индонезии. Еврокомиссия сейчас также пересматривает ключевое решение Евросоюза об ускоренном переходе на альтернативные нефти источники энергии и доведения к 2020 году до 10% части биотоплива в общем автотранспортном топливном балансе.

Конечно, нельзя говорить о том, что ЕС в ближайшие дни может полностью отказаться от идеи расширения производства биотоплива. Еврокомиссия намерена способствовать разработке так называемого биотоплива второго поколения, которое изготавливается из отходов деревообрабатывающей промышленности, соломы, навоза и др. Ставка на него делается так как, согласно исследованиям, оно способно вырабатывать больше энергии и снижает выбросы парниковых газов.

Для дальнейшего развития рынка биотоплива в Европе необходимо соблюдение ряда условий: совершенствование существующих технологий его производства, разработка и коммерческая реализация биотоплива второго поколения, а также обеспечение координации между крупными европейскими участниками по внедрению инновационных разработок.
 
Биодизель, как один из видов возобновляемого топлива, в промышленных масштабах в ЕС производится с 1992 года. По состоянию на 2008 г. в Европе располагалось более 240 заводов по производству биодизеля общей мощностью более 18,2 млрд. литров. Основные производственные мощности расположены в Германии, Австрии, Франции и Швеции.
 
Статистические данные свидетельствуют о снижении темпов роста рынка биотоплива в 2007-2008 гг. по сравнению с предыдущими годами. Производство биодизеля в ЕС увеличилось с 5,6 млн. литров в 2006 г. до 6,5 млн. литров в 2007 г. и до 7,7 млн. литров в 2008 году. Таким образом, ежегодный рост составил 16,8 и 17,7% соответственно, в сравнении с 65,0% в 2005 г. и 54,0% в 2006 г.
 
Некоторые эксперты полагают, что это связано с изменившимися рыночными условиями: многие компании были не в состоянии противостоять недобросовестной конкуренции со стороны США (импорт В99).
Еврокомиссия уже планирует начать антидемпинговые расследования, что дает производителям надежду на возобновление честной конкуренции. Например, одна из крупнейших компаний Великобритании, в 2008 г. объявила о сокращении производства биодизеля на 25% из-за неблагоприятных рыночных условий.
 
Как отмечалось выше, по состоянию на 2008 г. в Европе было более 240 заводов по производству биотоплива общей мощностью 18,2 млрд. литров. В то же время, 10,5 млрд. литров установленной мощности бездействовали из-за отсутствия жизнеспособного рынка сбыта. Можно полагать, что это связано с отсутствием законодательных и нормативных условий для его нормального функционирования. Например, продажи биодизеля в Германии резко упали после начала налогообложения биотоплива.
Биодизель является более дорогостоящим, чем дизельное топливо, и его производство нуждается сегодня в налоговых льготах для обеспечения ему рынка сбыта. Вероятнее всего, биодизель и дальше будет доминировать в потреблении биотоплива в Европе. Это связано с тенденцией увеличения количества дизельных автомобилей и в растущем спросе на дизель и снижающемся – на бензин. Однако, для дальнейшего развития рынка биодизеля необходимо обеспечение свободной конкуренции и проведение продуманной государственной политики поддержки производителей.
 
Согласно пессимистическому и оптимистическому прогнозам объем потребления биодизеля в ЕС к 2020 г. достигнет 20,4 и 26,0 млрд. литров, соответственно (CAGR – 6,9 и 9,1%, соответственно). В обоих сценариях до 10% потребности рынка будет удовлетворяться за счет импортных поставок.
 
Материал подготовлен на основе исследований компании Abercade
 
Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009

Маркетинговые отчеты

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*