Аналитика

Закон об энергии должен быть один

К природным энергоресурсам относится любое вещество, из которого может быть извлечена полезная энергия. Получаемая энергия по своему назначению делится на два вида.

Способы получения этих энергий отличаются полнотой использования природных энергоресурсов: энергия для создания комфортной среды обитания человека – теплоэнергия, при ее получении полезным образом может быть использовано до 95 процентов потенциальной энергии природных ресурсов; энергия, повышающая эффективность труда, – электроэнергия. При получении электроэнергии полезно использоваться может: при сжигании газового топлива – 60 процентов, твердого топлива – 38 процентов от потенциальной энергии топлива. Остальное, в виде низкопотенциального тепла, по законам термодинамики, должно выбрасываться в окружающую среду.

Проблемы энергоэффективного использования топлива

Низкий процент использования топлива ставит перед человечеством задачу поиска способа максимального использования потенциальной энергии природных ресурсов.

В регионах с теплым климатом это должно выражаться в постоянных поисках новых способов повышения КПД конденсационной выработки. В холодных регионах приоритетное значение приобретает максимальное использование бросового тепла после выработки электроэнергии.

Способ выработки энергии, когда можно одновременно получать энергию для повышения производительности труда и создания комфортной среды обитания, называется комбинированным. Полноценное внедрение комбинированного способа зависит от многих факторов. Один из определяющих – обратно пропорциональная зависимость плотности населения в регионах и возможности полного использования энергии.

В странах с теплым и умеренным климатом сложилась наибольшая плотность населения и потребность в электроэнергии, потребность же в тепле в них наименьшая. В странах с холодным климатом технология получения электроэнергии позволяет использовать бросовое тепло для нужд отопления, но плотность населения наименьшая.

С целью экономии природных ресурсов необходима организация работы в двух направлениях. Первое – максимальная выработка электроэнергии комбинированным способом, при наличии потребителя тепла. Второе – непревышение проектных потерь при транспорте и норм потребления энергии.

Что мы имеем сегодня?

В России только 30 процентов тепла вырабатывается на ТЭЦ, остальное – в котельных. В то же время по конденсационному циклу вырабатывается почти равное количество электроэнергии, вырабатываемой на тепловом потреблении. Это значит, что 30 процентов тепла от потребляемого в России, которое могло бы быть использовано взамен котельных, выбрасывается в атмо-сферу. Энергетическая стратегия России до 2030 года разработана без наличия схем теплоснабжения даже в городах свыше миллиона жителей. Это значит, что не учтена максимально возможная выработка электроэнергии на тепловом потреблении.

Во всех существующих энергетических системах отсутствует показатель их совершенства, определяющий фактическую и возможную энергоэффективность. Более того, даже не введен такой параметр относительно региональных энергетических систем. Газовое топливо сжигается практически во всех регионах, даже там, где есть собственные запасы твердого топлива. По-прежнему проектируются и строятся энергоблоки для выработки электроэнергии в конденсационном режиме, без сравнения возможности выработки того количества электроэнергии на тепловом потреблении. В это же время в городах строят новые котельные. Площадки для строительства АЭС выбираются без учета транспорта бросового тепла на нужды отопления городов и производственных комплексов. Реакторы совершенствуются, а их энергия используется на 33 процента. Нет программ закрытия или перевода котельных в пиковый режим, что могло бы сэкономить до 30 процентов газа, сжигаемого ныне в России. Нет программ разработки и освоения передовых технологий сжигания твердого топлива (циркулирующий слой, газификация). Потом опять будем покупать только за границей. Отсутствует узаконенный головной институт, разрабатывающий и сертифицирующий новые технологии и оборудование в теплофикационной части источников и тепловых сетей. Нет организации, определяющей нормативную энергоэффективность превращения топлива в энергию по регионам. Нет квалификационных требований к проектным организациям, которым можно разрабатывать схемы теплоснабжения городов, отвечающие интересам государства.

Должна быть принята национальная программа рационального использования топлива под управлением и контролем государства.

Сегодня вопрос о том, строить ли новую котельную или ТЭЦ, подключать нагрузку к котельной или к существующей свободной мощности ТЭЦ, часто решает чиновник, смутно представляющий суть вещей. Поэтому пока не будет определен и узаконен нормативный показатель энергоэффективности теплоснабжения региона, энергетика будет развиваться в угоду интересам кого угодно, но не государства и потребителя.

Топливно-энергетическая карта

Россия занимает особое место среди стран с большим энергопотреблением: наше государство богато топливными ресурсами; концентрированные места проживания населения распределены неравномерно и на больших расстояниях друг от друга; места концентраций населения и топливных и гидроэнергетических ресурсов часто не совпадают – как следствие, места распределения топливных ресурсов и потребление энергии разделены определенными расстояниями; диапазон среднегодовых температур по регионам предопределяют разные соотношения потребления тепла и электроэнергии; доставка топлива или энергии к месту потребления требует существенных затрат этой же энергии.

Оптимальная увязка этих вопросов – одна из важнейших и многомерных задач для ответственных за природные энергетические ресурсы. Коротко эту задачу можно сформулировать так: поставка топлива до источника энергии от близлежащего месторождения – преобразование его с максимальной выработкой электроэнергии на тепловом потреблении – передача избытка электроэнергии в регионы с дефицитным соотношением потребления.

Смотреть на энергетику с государственной позиции – значит планировать распределение топливных ресурсов с минимизацией последующих затрат. К примеру, для обеспечения теплом Санкт-Петербурга можно поставить газ из Западной Сибири (4000 километров) и сжечь его в котельных, а можно смонтировать 70 километров трубопровода от ЛАЭС-2 до Петербурга и вместо сброса тепла в окружающую среду подавать его в город.

Подобные вопросы по всем регионам должны быть увязаны в единую топливно-энергетическую карту с показателями оптимальных связей и координат топливных и гидроэнергетических ресурсов, концентраций теплопотребления, концентраций электропотребления.

Закон об энергетике

Упорядочивание всех перечисленных проблем и предложений при разрыве интересов потребителей, государства, собственников и инвесторов можно осуществить только с помощью закона. Законотворческий процесс в отношении энергетики в России начат давно, но с самого начала он не дает должной отдачи. Причина в том, что предварительно не разработана система решения основных задач: закон должен узаконивать только спорные вопросы системы, охватывающие всю деятельность, связанную с природными энергетическими ресурсами; закон должен основываться на научно обоснованной энергоэффективной выработке обоих видов энергии, то есть только комбинированной; закон должен исключить зависимость интересов государства от собственников, иначе зачем оно (государство) нужно?

А это значит, два вида энергии, зависимые друг от друга качественно и количественно, не могут описываться разными законами, всегда будут противоречия, особенно в тарифообразовании. Раздельный способ получения энергии может быть только исключением, при обосновании особыми причинами.

В законе должно быть отражено, что рациональное распределение природных энергоресурсов не должно зависеть от того, какое топливо определилось в регионе исторически, оно может быть перераспределено, если это выгодно государству, и.т. д.

Поэтому закон об энергетике должен быть единым. В нем должно быть прописано следующее: порядок разработки и корректировки основополагающих проектных документов, стратегий, концепций, систем развития – для государства, субъектов Федерации и муниципальных образований; назначение головного разработчика основополагающих материалов; назначение экспертного органа; система создания нормативных показателей – потерь при добыче и транспорте топлива, энергоэффективность получения энергии, норм потребления в социальной и производственной сфере; надзор за реализацией разработанных систем в соответствии с проектными показателями; разделение ответственности между государством, регионом, собственником; система принуждения в случае невыполнения каждого раздела закона; порядок тарифообразования при комбинированном способе производства, основанный на объективных затратах.

Без перечисленных разделов закон работать просто не может: броуновское движение узаконить невозможно.
 
Автор: Владимир Шлапаков

Источник: Eprussia.ru
Архив материалов
2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*