Аналитика

Рынок лизина — перспективы инвестиций в новое производство

 СПРАВКА

Лизин - одна из незаменимых аминокислот, которая применяется в качестве кормовой добавки в животноводстве. Получают его методом глубинного культивирования микроорганизмов, синтезирующих эту аминокислоту. Основные сырьевые компоненты для производства лизина: меласса, кукурузный экстракт, соляная кислота, аммиачная вода, витамины, отруби, подсолнечный шрот, рыбная мука, мясокостная мука и рапс. Использование лизина позволяет увеличить привес животных и птицы на 10-30%, повысить надои молока на 12%, увеличить яйценоскость кур на 10%.

Лизин - одна из незаменимых аминокислот, которая применяется в качестве кормовой добавки в животноводстве. Получают его методом глубинного культивирования микроорганизмов, синтезирующих эту аминокислоту. Основные сырьевые компоненты для производства лизина: меласса, кукурузный экстракт, соляная кислота, аммиачная вода, витамины, отруби, подсолнечный шрот, рыбная мука, мясокостная мука и рапс. Использование лизина позволяет увеличить привес животных и птицы на 10-30%, повысить надои молока на 12%, увеличить яйценоскость кур на 10%.

Среди ведущих компаний на мировом рынке l-лизина лидируют японская Ajinomoto Co и американская Archer Daniels & Midlands (ADM), которые контролируют по 33% мирового производства каждая. Другими крупными игроками на рынке являются Degussa-Huels (Германия), BASF (Германия), Kyowa Hokko (Япония) и Cheil Jedang Corporation (Южная Корея). Большинство этих компаний не считают производство лизина своим приоритетным бизнесом. В основном, это диверсифицированные пищевые или химические концерны, в обороте которых на лизин приходится максимум 5-7%.

Расположение производственных мощностей привязано к регионам его потребления. Прирост производственных мощностей лизина составляет 7-10% в год. К 2005 году основные мировые производители планируют в полтора раза увеличить свои производственные мощности. В частности ADM и Ajinomoto уже ведут строительство дополнительных производственных блоков на своих заводах по всему миру, что позволит каждому из них нарастить мощности с 200 до 300 тысяч тонн в год. Оптимизм производителей поддерживают показатели роста в отраслях-потребителях лизина: на китайском рынке, одном из крупнейших в мире, темпы роста в свиноводстве и птицеводстве превышают 10% в год.

Структура российского рынка лизина

В России кристаллический лизин был впервые получен в 1964 году на опытно-производственной установке института атомной энергии имени Курчатова. В конце 80-х годов в Советском Союзе производством лизина занимались пять предприятий, которые в совокупности выпускали 32 тысяч тонн продукта в год. С развалом СССР на территории современной России осталось только одно профильное производство - Щебекинский завод, выпускающий жидкую фракцию, в которой содержание чистого лизина достигает максимум 14%, в то время как во всем мире производят кристаллический монохлорид L-лизина с концентрацией 78,8%.

В середине 90-х годов российский рынок лизина практически захватили западные производители. В настоящее время львиная доля лизина и лизиносодержащих кормовых добавок поставляют в нашу страну японские, немецкие и американские производители. Ежегодно из-за рубежа импортируется 7,5 тысяч тонн чистого лизина производства таких мировых лидеров отрасли, как Ajinomoto, ADM, CJ, BASF и Degussa. В то время как Щебекинский завод производит около 1,7 тысяч тонн в год.

По информации специалиста компании "Виба", который просил не называть его, большая часть ввозимой аминокислоты (5-5,5 тысяч тонн чистого лизина) проходит через серые компании-одногодки. Официальной дистрибьюцией лизина на территории РФ занимаются несколько десятков отечественных фирм и представительства некоторых западных производителей. Среди них можно выделить несколько крупных игроков с оборотом 500 и более тонн в год. Это ГК "Содружество", компании "ИН Витро" и "Фёст Альпина".

По сравнению с объемами ввозимого чистого лизина объем поставок на российский рынок лизиносодержащих добавок и премиксов не так велик и в последние годы неуклонно сокращается. Лидерами в этом сегменте можно назвать компании "Коудайс" и "Виба".

Сегодня емкость российского рынка чистого лизина эксперты Abercade Consulting оценивают в 8-8,5 тысяч тонн эквивалента монохлориду лизина. Однако по подсчетам начальника отдела комбикормов Минсельхоза Эдуарда Сичкаря, потребность российских хозяйств в лизине составляет примерно 12 тысяч тонн в год, а в комбикормах - 15 млн тонн в год. А по оценке заместителя директора института комбикормовой промышленности, Ивана Панина, потребность России в лизине составляет сегодня 130 тысяч тонн в год, потребность в комбикормах - 20-25 млн тонн в год.

По прогнозам экспертов, потенциальный спрос на лизин в России может достичь 80 тысяч тонн в год. Большинство специалистов отмечает рост спроса на аминокислоты вслед за ростом в отраслях-потребителях: 11-13% в год в птицеводстве и 5-6% в свиноводстве.

Производство лизина в России

Эксперты считают весьма выгодными инвестиции в производство лизина в России. По информации руководителя департамента инвестиционного консультирования Abercade Consulting Владимира Авдеенко, строительство завода с минимальным объемом производства 10 тысяч тонн обойдется примерно в $5-7 млн и окупится в среднем за пять лет. Отечественный лизин будет стоить в среднем на 30% дешевле импортного за счет отсутствия расходов на транспортировку и прохождение таможни. "На реализацию проекта - от начала строительства до ввода в эксплуатацию потребуется полтора-два года, - считает Авдеенко. - В качестве промплощадки можно использовать советские производства, это сократит сроки строительства и обеспечит квалифицированную рабочую силу".

По оценке начальника департамента корпоративных финансов Банка "Центрокредит", Сергея Березового, первоначальные инвестиции в данный проект должны составить около $10 млн. "Стартовый объем производства должен быть не менее 20-30% от существующего на настоящий момент годового импорта, то есть минимум 1.6 тысяч тонн в год. Рентабельность завода, по предварительным оценкам, должна составить не менее 20% в 5 лет. Тогда можно рассчитывать на выручку $30-40 млн в год", - говорит Березовой.

"Можно смело инвестировать в строительство завода по производству лизина на территории России. Я думаю, что спрос на лизин падать не будет", - говорит заместитель директора института комбикормовой промышленности Иван Панин. По прогнозам руководителя отдела продаж российского кормового альянса, Яна Андриянова, цена российского лизина будет в два раза ниже западных аналогов. "Однако в нашей стране нельзя быть уверенным в законодательной базе, - говорит Андриянов. - Вполне возможно, что во время строительства завода выйдет закон о запрете строительства биохимзаводов в России по экологическим причинам".

Перспективы и риски

Специалисты Abercade Consulting в ряду основных преимуществ открытия производства лизина в России называют наличие растущего спроса, отсутствие российского производства и высокую стоимость товаров-заменителей - соевого и подсолнечного шрота, рыбной и мясо-костной муки.

Основные риски при организации производства лизина в России связаны с колебаниями мировых цен на лизин, соевый шрот и рыбную муку. При хорошем урожае сои цена на нее падает, что ведет к одновременному падению цен на лизин. Существует также риск изменения внутреннего спроса, который зависит от динамики производства отраслей-потребителей: свиноводства и птицеводства. Если объемы производства в птицеводстве имеют четко выраженный повышательный тренд в последние годы, то изменение численности поголовья свиней в России и финансовое состояние свиноводческих комплексов не внушают оптимизма. Кроме того, производство лизина связано с рисками технологического характера: недостаточной продуктивности штамма или его неприспособленности к местному сырью.

Как организовать производство

По мнению специалистов Abercade Consulting, производство лизина в России может быть перспективным при условии, что, ориентируясь на внутренний рынок, оборот завода составит минимум 10 тысяч тонн в год ($20млн/год). Руководитель департамента инвестиционного консультирования Abercade Владимир Авдеенко считает, что оптимальная стратегия развития такого производства - это ориентация не только на внутреннее потребление, но и на внешние рынки, в основном, страны Азии. "Проект может быть осуществлен с целью повышения стоимости бизнеса и дальнейшей его перепродажи растущим отечественным агрохолдингам или зарубежному партнеру, - говорит Авдеенко. - Стоит отметить, что лизин, несмотря на свою дороговизну, не является высокорентабельным продуктом, высокую прибыль могут обеспечить большие объемы производства. Это наглядно демонстрирует структура мирового рынка лизина: до 75% всего производства обеспечивают 8-9 крупных заводов".

Перспективы организации промышленного производства лизина в РФ связаны с соблюдением ряда условий:

Первостепенными задачами оператора проекта должен стать поиск эффективной технологии, постановка надежной системы управления на предприятии и обеспечение серьезного контроля качества продукта. С технической точки зрения производство во всем должно соответствовать мировому уровню, следовательно, в проекте в качестве поставщика технологии должен принимать участие один из лидеров рынка, заинтересованный в организации производства в России. Оператором проекта может также выступать партнер с российской стороны, имеющий значительный опыт подготовки высокотехнологических производств, отвечающих международным стандартам качества. По мнению экспертов Abercade Consulting, такой компанией может стать НПО "Элевар".

Очень важно обеспечить производство качественным сырьем. Например, компания BASF, купив завод в Корее, столкнулась с проблемами транспортировки, она вынуждена была везти сырье из Европы в Азию, а затем готовый продукт обратно, из Азии в Европу.

Необходимо обеспечить координацию сбытовой политики предприятия с ведущими трейдерами. На начальном этапе придется подстраиваться под условия монополизированного рынка. Это позволит избежать ценовой войны.

Перспективы роста российского рынка лизина связаны во многом с вовлечением новых категорий потребителей. Эту работу следует начинать одновременно с запуском проекта по созданию производства, чтобы к моменту сдачи объекта в эксплуатацию компания имела выход на новые рынки. Следует отметить, что по информации Abercade Consulting, систематическую работу в этом направлении ни одна компания пока не ведет.

Потребителями продукции такого предприятия могут быть агрохолдинги, которые уже имеют или только формируют кормовые подразделения, а также операторы рынка кормов, заинтересованные в поддержании широкой "продуктовой линейки", экономии на издержках и лучшей цене при сохранении высокого качества. Покупателями актива будущего производства могут стать крупные агрохолдинги или международные компании-поставщики премиксов, заинтересованные в локализации производства в России, а также крупные операторы кормового рынка.

Что думают инвесторы

Несмотря на все привлекательные перспективы открытия проекта по производству лизина в России, потенциальные инвесторы пока относятся к нему скептически.

"Мы видим три типа потенциальных инвесторов: частные инвесторы либо крупные агрохолдинги, а также иностранные компании. Особенно следует ожидать инициативы экспортеров, если они почувствуют конкуренцию со стороны российского производителя, - говорит Сергей Березовой. - Банк "Центрокредит" может инвестировать данный проект только в сообществе с агрокомпанией, поскольку, во-первых, необходим профильный специалист, во-вторых, наш банк не настолько крупный, чтобы финансировать проект полностью. И, в общем-то, пока у нас планов таких нет".

Коммерческий директор компании "Провими", которая занимается продажей комбикормов и лизина, Вячеслав Уколов сомневается, что создание производства лизина в России может быть успешным. Такое производство могут запретить административные органы, объясняя это угрозой окружающей среде. И даже, если разрешение будет получено, могут потребоваться большие расходы на экологические программы, на соответствующую реконструкцию производства. "В настоящее время на мировом рынке лизина предложение превышает спрос, и в России потребность в лизине будет расти, но импортеры с лихвой этот спрос удовлетворяют, - добавил Уколов. - Сегодня цена на лизин в России сопоставима с мировой ценой, так что подобный проект может быть выгоден только за счет дешевизны отечественного продукта по сравнению. Так что рентабельность производства могут обеспечить большие мощности".

По мнению директора производства компании "Алейскзернопродукт" Веры Бабаскиной, в России больших потребностей в лизине нет. Компания построила комбикормовый завод мощностью 1000 тонн в сутки, но сейчас предприятие загружено только на треть, поскольку нет спроса. "Крестьяне в регионах зачастую предпочитают кормить скот зерном, чем тратить деньги на комбикорма. Они, во-первых, не понимают необходимости добавок и зачастую ничего о них не знают, а во-вторых, не имеют достаточно средств на покупку кормов, - говорит Вера Бабаскина. - В Подмосковье, возможно, спрос на комбикорма и лизин растет, но в регионах людям еще надо долго объяснять выгоды использования добавок".

В то же время эксперты Abercade Consulting прогнозируют резкий скачок в потреблении лизина в ближайшие два-три года. "Это время необходимо, чтобы критическая масса новых потребителей "распробовала" возможности продукта, - комментирует Владимир Авдеенко. - Структурирование рынка сельскохозяйственной продукции приведет к интенсивному обновлению технологической базы, в том числе, производства кормов. Получение L-лизина высокой чистоты - 98% и более - резко увеличит эффективность применения лизина в животноводстве и птицеводстве. Возможность выпускать лизин партиями разного масштаба позволит локализовать производство в районах потребления и адаптировать его под требования местного рынка; это может стать дополнительным преимуществом отечественного производителя перед импортером".

Архив материалов
2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004
Июль | Сентябрь

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*