
Неоднородный рынок строительного оборудования переживает спад. В тоже время некоторые типы оборудования остаются востребованными всегда. Несложные, но необходимые грузоподъемные устройства попробуем кратко описать, классифицировав по основным типам.
Рынок строительного оборудования, в том числе предназначенного для подъема и перемещения грузов, безусловно, находится на спаде. Это вызвано, в первую очередь, общим спадом рынка жилья и как следствие сокращением финансирование в строительство от частных инвесторов. В тоже время, отнюдь не все объекты заморожены, и, не смотря на общее падение цен на коммерческую и жилую недвижимость, застройка остается рентабельной. Оставшийся «запас прочности» рентабельности строительства на фоне падения цен и сокращения спроса оставим за рамками данного обзора. Попробуем посмотреть, чем же все-таки строят (точнее поднимают груз на стройке) на сегодняшнем внутреннем рынке.
Оборудование для перемещения грузов
Как правило, строители употребляют в своей работе несколько видов оборудования для подъема грузов. Наиболее распространенные из таких механизмов – лебедки и, конечно, тали. Они применяются для того, чтобы поднимать груз, а также перемещать его по мере надобности. Применяются они и независимо друг от друга при осуществлении монтажа, а также работ по погрузке и разгрузке тяжестей.
Часто в качестве основного устройства для осуществления работ по подъему грузов служат тали. Они являются подвесным приспособлением, снабженным приводом, как электрическим или механическим, так и пневматическим. С их помощью производится перемещение грузов не только по вертикали, но и по горизонтали. Перемещение в горизонтальной плоскости возможно, если таль установлена на подвижную тележку, в просторечии часто называемую «кошкой». Также тали употребляются при подъеме, а также опускании предметов строительного оборудования и материалов, вес которых находится в рамках от полутоны до десяти тонн. Передвигаются такие грузы по горизонтали с использованием монорельсовых путей. Кроме того, тали могут применяться для подъема грузов с помощью подъемных кранов. Ими оборудуются монорельсовые тележки для грузов. В зависимости от источника энергии для подъема, выделяются грузоподъемные механизмы, с помощью которых груз перемещается вручную, с использованием электричества или, наконец, пневматического привода. Тали всех видов очень удобны для применения на складах, в цехах и ремонтных мастерских и, конечно, на строительных площадках.
Тали с ручным приводом
Такое оборудование очень удобно использовать, когда работы ведутся в местах, куда не подведено электричество, где недостаточно места для того, чтобы использовать массивные механизмы и оборудование. Ручные тали в таких случаях успешно заменяют подъемные краны. Конечно, такие простые средства для подъема грузов не могут обеспечить быстрого выполнения работ. Да и поднять с их помощью можно груз, как правило, не более восьми тонн весом. Стандартно таль ручная цепная состоит из специального корпуса, в котором находиться механизм и крюки для подвешивания. Особая замкнутая цепь запускает механизм тали. Для того чтобы подвешенный к крюку груз не опускался сам по себе, монтируется специальный тормоз. Ручные тали в свою очередь делятся на стационарные и подвижные. Первые перемещают груз вверх-вниз, вторые также и в горизонтальных направлениях.
Тали с электрическим приводом
Сложнее устроены тали с электрическим приводом. В ее систему включены электродвигатель, редуктор. Если для подвешивания груза используются канаты, то в состав тали входит барабан, а если цепи – то звездочка. Как и в других вариантах, в состав входят крюковые подвески, а также тормоз.
Талья с электрическим приводом управляется посредством пульта с кнопками, а иногда из специальной подвижной кабинки.
Также как и ручные, электрические тали тоже подразделяются на подвижные или стационарные, но электротали могут выступать не только в цепном исполнении, но и в канатном.
Все же устройство и использование электрических талей более сложное, чем ручных, так как требует дополнительных серьезных мер для того, чтобы обеспечить безопасность работы с ними. Такие механизмы нельзя использовать во влажных местах, а также в местах, где имеется возможность возникновения пожара или взрыва.
Лучше проявить повышенную осторожность в работе с электрическим устройством.
Зато, в отличие от ручной тали, поднять с помощью электрической можно груз до пятидесяти тонн.
Тали с пневматическим приводом
Работа этого вида талей обеспечивается энергией сжатого воздуха, который запускается из газового баллона или с помощью компрессорной станции. Такой вид грузоподъемного оборудования используется в тех случаях, когда применение электричества является слишком опасным. В тоже время, их применение требует подвода компрессорного трубопровода, для обеспечения энергии подъема, за счет воздушно-газовой смеси высокого давления. И независимо от типа источника воздуха высокого давления, воздушная магистраль существенно увеличивает стоимость эксплуатации такого типа оборудования. Его применение востребовано и оправдано экономически только на пожароопасных площадках, традиционное строительство применяет их редко.
Монтажные лебедки
Когда проводятся малоэтажные работы на строительных площадках или монтаж оборудования, трудно обойтись без лебедки. Башенный кран не целесообразен для подъема центнера цемента на уровень третьего этажа. Как правило, с помощью лебедок поднимают грузы до пяти тонн, иногда до двенадцати тонн.
В основе действия монтажной лебедки – барабан с тросом, который наматывается на него во время вращения. Вращение происходит путем использования разных видов привода.
Ручные приводы, а также рычажные позволяют перемещать небольшие по весу грузы. Для перемещения грузов потяжелее лучше применять электрические лебедки.
Способ перемещения грузов с применением лебедки применяется при загрузке автомобильного транспорта.
Если автомобиль увяз в колее и не может выбраться, поможет применение лебедки.
Кстати, среди традиционного промышленного оборудования для транспортировки грузов на автотранспорте отдельное место занимают ремни стяжные для крепления грузов. С их помощью груз не поднимают, не передвигают по горизонтали, а наоборот фиксируют. Почти любой строительный груз от бетонного блока до межкомнатной двери транспортируется до площадки на автомобиле. Надежная фиксация на открытой или закрытой автоплатформе груза любой формы обеспечивается такими ремнями. Их мягкая полиэстеровая лента обволакивает перемещаемый груз, не повреждая его поверхности, а натяжной механизм обеспечивает прочное крепление. Натяжной механизм стяжного ремня представляет собой несложный (и потому высоконадежный) храповый замок, это роднит такие механизмы с грузоподъемными ручными талями.
В целом, стоит отметить, что используемые в строительстве грузоподъемные механизмы отличаются сравнительной простотой – это следствие высоких требований к надежности и долговечности. А применение устройств с ручным приводом остается актуальным и по сей день. Мощность грузоподъемных машин с электротягой востребована далеко не всегда – легкость установки, низкие требования к квалификации оператора устройства оправдывают незначительные недостатки талей и лебедок с ручной тягой в строительстве и некоторых отраслях промышленности.