Аналитика

Мировой рынок биоэтанола в 2007 году

Биотопливо является потенциальным источником возобновляемой энергии и может обусловить создание новых рынков для сельскохозяйственных производителей. Однако современные программы по биотопливу в редком случае являются экономически жизнеспособными, а в большинстве случаев сопряжены с социальными и экологическими издержками: стимулирование роста цен на продовольствие, усиление конкуренции за пользование земельными и водными ресурсами и возможное сведение лесов. Национальные стратегии по биотопливу необходимо основывать на скрупулезной оценке этих возможностей и издержек. В глобальном масштабе пониженные тарифы и субсидии в промышленно развитых странах будут иметь существенное значение для обеспечения эффективного распределения ресурсов на производство биотоплива и гарантирования социальных благ мелким сельхозпроизводителям в развивающихся странах.
 

 Биотопливо может стать основой, хотя и сопряженной с рисками, крупных рынков для сельского хозяйства. Ввиду рекордно высоких цен на нефть и скудного выбора альтернативных видов топлива для транспорта, Бразилия, страны Европейского Союза, США и несколько других стран активно поддерживают производство жидкого биотоплива в сельском хозяйстве: этанола из кукурузы или сахарного тростника и биодизельного топлива из различных масличных культур. В качестве главных доводов в пользу государственной поддержки стремительно развивающейся биотопливной промышленности называются возможные социальные и экологические выгоды, включая смягчение последствий от изменения климата, а также укрепление энергетической безопасности. Поскольку экономические, экологические и социальные эффекты от внедрения биотоплива остаются предметом обширных споров, необходима их тщательная оценка до выделения государственной поддержки крупномасштабным программам в сфере биотоплива. Эти эффекты зависят от типов сырья, применяемых производственных процессов и изменений в землепользовании.
 Хотя глобальный экономический потенциал биотоплива только начали оценивать, нынешняя политика в сфере биотоплива может, по некоторым оценкам, вызвать пятикратный рост доли биотоплива, используемого в мировом транспорте – с 1% на сегодняшний день до 6% к 2020 году. Правительства оказывают существенную поддержку биотопливу, чтобы оно могло конкурировать с бензином и обычным дизельным топливом. Эта поддержка включает потребительские стимулы (снижение налогов на топливо), производственные стимулы (налоговые льготы, гарантии по займам и выплата прямых субсидий) и требования об обязательном использовании биотоплива. Более 200 мер поддержки в США общей стоимостью примерно 5,5-7,3 млрд. USD в год составляют для биоэтанола 0,38-0,49 USD на литр условного топлива. Даже в Бразилии до недавних пор требовалась постоянная государственная поддержка в форме прямых субсидий, чтобы сделать эту отрасль конкурентоспособной. Производители в странах Европейского Союза и США получают дополнительную поддержку в форме высоких тарифов на импорт этанола.
 Производство биотоплива привело к росту цен на сырье. Наиболее яркий пример – кукуруза, которая подорожала более чем на 60% за период 2005-2007 гг., главным образом вследствие осуществления в США программы производства этанола вкупе с сокращением запасов сырья в основных странах-экспортерах. В ближайшей перспективе перебои в поставках сырья вероятно сохранятся. Впрочем, при отсутствии серьезного роста цен на энергоносители стоимость сырья вряд ли значительно вырастет в отдаленной перспективе. Фермеры отреагируют на повышение цен расширением посевных площадей и увеличением поставок сырья. В то же время, повышение цен сократит спрос на сырье в силу падения рентабельности производимого биотоплива из более дорогого сырья.
 Подорожание зерновых вследствие повышения спроса, вызванного производством биотоплива, вышло на передний план в дискуссии на тему потенциального конфликта между продовольствием и топливом. Количества зерна, которое требуется переработать, чтобы заполнить бак спортивной машины этанолом, достаточно, чтобы прокормить одного человека в течение года. Этот пример характеризует конкуренцию между продовольствием и топливом. Рост цен на основные зерновые культуры может вызвать серьезное падение благосостояния бедного населения, большинство из которых являются прямыми покупателями этих культур. Однако некоторые слои бедного населения, являющиеся прямыми производителями этих зерновых, выиграют от повышения цен.
 В будущем в технологии производства биотоплива возможно будут использоваться специальные «энергетические» культуры, а также сельскохозяйственные и древесные отходы вместо продовольственного зерна, что потенциально позволит снизить давление на цены продовольственного зерна. Однако технологии второго поколения, по преобразованию содержащейся в этих отходах целлюлозы в сахарозу с последующей дистилляцией для производства этанола или технологии газификации биомассы пока еще коммерчески несостоятельны и останутся таковыми на протяжении еще нескольких лет. Кроме того, конкуренция между продовольственными и энергетическими культурами в борьбе за земельные и водные ресурсы в какой-то мере, скорее всего, сохранится.
 Одним из главных аргументов, приводимых в пользу расширения производства биотоплива, является возможность уменьшить зависимость от импорта нефти, тем самым укрепив энергетическую безопасность. Потенциальные экологические и социальные выгоды от использования биотоплива также часто приводятся в качестве аргументов в поддержку государственного финансирования и политических льгот для программ производства биотоплива. Эти выгоды могут сильно зависеть от контекста.
 Потенциальное укрепление энергетической безопасности. При нынешней технологии биотопливо может весьма незначительно повысить энергетическую безопасность отдельных стран, поскольку объем внутреннего производства сырьевых культур покрывает лишь малую толику потребности в транспортном топливе. Есть несколько исключений, таких как, например, этанол в Бразилии. По последним прогнозам к 2010 году в США смогут использовать 30% своего урожая кукурузы для производства биоэтанола, однако его объем все равно составит менее 8% от объема потребления бензина в этой стране. Технологии второго поколения с использованием сельскохозяйственной биомассы, возможно, сделают более весомый вклад в энергетическую безопасность.
 Потенциальная польза для окружающей среды. Выгоды экологического характера следует оценивать в каждом случае отдельно, поскольку они зависят от выбросов парниковых газов, связанных с обработкой сырья, процессом производства биотоплива и его транспортировкой к рынкам. А изменения в землепользовании, такие как вырубка лесов или осушение торфяных болот для выращивания сырья, может свести на нет сокращение выбросов парниковых газов на десятилетия, согласно принятой в 2006 году Стратегии ЕС по биотопливу.
 При условии использования существующих в Бразилии посевных площадей и без изменений в землепользовании, производство этанола в Бразилии, по оценкам, позволит сократить выбросы парниковых газов примерно на 90%. Для биодизельного топлива также характерна относительная эффективность с сокращением выбросов парниковых газов на 50-60%. И наоборот, сокращение выбросов парниковых газов при производстве этанола из кукурузы в США в лучшем случае достигает 10-30%. В таких случаях меры по повышению эффективности использования топлива в транспортной сфере, вероятно, окажутся экономически более выгодными для сокращения выбросов парниковых газов, чем от производства биотоплива.
 Выгоды для мелких производителей. Производство биотоплива может оказаться выгодным для мелких крестьянских хозяйств благодаря созданию новых рабочих мест и увеличению доходов сельского населения, но при современной технологии эта выгода, скорее всего, останется ограниченной. В силу сложности используемого на спиртовых заводах производственного процесса, для производства этанола требуется достаточно крупное по масштабу хозяйство и вертикальная интеграция. Аналогичным образом, для производства биотоплива из сахарного тростника обычно требуется крупное хозяйство, хотя в Бразилии для обеспечения участия некоторых мелких производителей успешно применяются схемы привлечению внешних поставщиков. Мелкомасштабное производство биодизельного топлива могло бы удовлетворить местный спрос на энергоресурсы (например, использование биодизельного топлива в стационарных электрогенераторах), но для более крупных рынков требуется постоянное соответствие стандартам качества, которого можно достичь только при крупномасштабном производстве.
 На сегодняшний день производство биотоплива в промышленно развитых странах развивается благодаря высоким протекционистским тарифам на биотопливо вкупе с масштабными субсидиями, выплачиваемыми производителям биотоплива. Такая политика наносит ущерб развивающимся странам, которые являются или могли бы стать эффективными производителями на новых доходных экспортных рынках. Кроме того, малоимущие слои населения платят более высокую цену за основные продукты питания по мере роста цен на зерно на мировых рынках, обусловленного главным образом такой несбалансированной политикой.
 Для технологий первого поколения малохарактерны благоприятные экономические условия и серьезные социальные и экологические выгоды, оправдывающие масштабные субсидии. В некоторых случаях – например, в странах, не имеющих выхода к морю, которые импортируют нефть и которые могли бы стать эффективными производителями сахарного тростника – высокие транспортные затраты могли бы сделать производство биотоплива экономически выгодным даже при нынешних технологиях.
 Более высокая потенциальная отдача от технологий второго поколения, а также технологий мелкомасштабного производства биодизельного топлива, делают оправданным значительный объем государственных и частных инвестиций в научно-исследовательские работы. Перед правительствами в развивающихся странах стоит задача избежать использования несбалансированных стимулов в пользу биотоплива, которые могут вытеснить альтернативные виды деятельности с большей рентабельностью, а также осуществлять регулирующие меры вкупе с разработкой систем сертификации, способных снизить возможные негативные последствия от производства биотоплива для окружающей среды и продовольственной безопасности.
 Потенциальный риск негативных последствий от широкомасштабного производства биотоплива можно уменьшить посредством систем сертификации, при помощи которых будет оцениваться и публиковаться информация о влиянии биотоплива на окружающую среду (например, «зеленый» индекс снижения парниковых газов). Но для эффективности этих систем сертификации требуется участие всех крупных производителей и потребителей, а также наличие надежной системы контроля.


 

Мировой рынок биоэтанола


Под биоэтанолом понимается неденатурированный или денатурированный (с добавлением до 5,0% бензина) обезвоженный этиловый спирт произведенный укороченной дистилляцией из растительного (сахаро- или крахмалосодержащего) сырья для применения в качестве присадки к моторному топливу.
 
Мировое тенденции в производстве  биоэтанола 2006-2007 гг., млн. литров
 
Страна
2007 г. к 2006 г., %
Доля, %
США
+33,9
49,6
Бразилия
+9,1
38,3
ЕС27
+40,2
4,4
Китай
+14,5
3,7
Канада
+43,6
1,6
Таиланд
+17,6
0,6
Колумбия
Новое производство
0,6
Индия
+2,0
0,4
Центральная Америка
Новое производство
0,3
Австралия
+63,9
0,2
Турция
Новое производство
0,1
Пакистан
Новое производство
0,1
Перу
Новое производство
0,1
Аргентина
Новое производство
0,0
Парагвай
Новое производство
0,0
Прочие
Новое производство
0,0
Всего
25,1
100,0
 

Источник: FO Litch

 Всего в 2007 г. в мире было произведено 49,6 млрд. литров биоэтанола. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в мире с 2002 г. по 2007 г. составил 19,0%. Мировыми лидерами по производству биоэтанола являются США и Бразилия. Их доля в мировом объеме производства составила 87,9%. Также наращивают производство этанола в ЕС, Китае, Канаде, Таиланде, Индии, Австралии. Введены в строй первые мощности в Колумбии, странах Центральной Америки, Турции, Пакистане, Перу, Аргентине, Парагвае.

 

США


 По подсчетам Министерства Энергетики США, Соединенные Штаты используют больше энергии, чем любая другая страна мира. Половина этой энергии расходуется на нужды транспорта, в свою очередь, 98% этой энергии получается за счет использования нефти.
 Несмотря на продолжающиеся дискуссии между специалистами и в обществе о преимуществах и недостатках биоэтанола в США в последнее время были запущены довольно значительные мощности по производству биоэтанола, чтобы достичь в ближайшие годы уровня производства в 44,7 млрд. литров.
 Ныне в США действуют 134 завода по производству биоэтанола. Их производственные мощности позволяют выпускать 27,4 млрд. литров топливного этанола ежегодно. Еще 77 заводов, общей мощностью 23,5 млрд. литров находятся в стадии строительства (данные American Coalition for Ethanol). Любопытно, что 27% заводов принадлежат фермерам, 30% рынка контролирует Archer Daniels Midland (ADM), еще 43% приходится на долю иных игроков (среди них достаточно крупные компании VeraSun, Aventine, Abengoa и Cargill). Основным сырьем для производства биоэтанола в США является кукуруза.
 В 2007 г. объем производства биоэтанола в США достиг максимального показателя и составил 24,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в США с 2002 г. по 2007 г. составил 25,0%. Доля США в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 49,6%.
 Кроме того в 2007 г. было импортировано 1,7 млрд. литров биоэтанола. Основным поставщиком являлась Бразилия (44,3% от общего объема импорта). Значительный объем (54,1%) был импортирован из стран Центральной Америки (Ямайка, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Коста-Рика).
 В 2007 г. объем рынка биоэтанола в США достиг максимального показателя и составил 26,3 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 26,1%. Доля импортного биоэтанола в объеме ранка в 2007 г. составила 6,5%.
 

Бразилия


 Бразилия – уникальная страна, которой удается удовлетворять почти 50% внутреннего спроса на топливо за счет биоэтанола. Две трети автотранспорта страны способно ездить на биоэтаноле.
 Начало экономического бума в Бразилии пришлось на 1970-е годы. На рубеже 1973-74-х стране нужно было в срочном порядке решать сразу две проблемы: трехкратный рост цен на нефть и значительное падение спроса на сахар. В этой ситуации глава государства Эрнесто Гизель принимает судьбоносное решение о старте государственного проекта по переводу автомобилей на спирт. Параллельно решалась проблема по стимуляции поставщиков сахара, оказавшихся в кризисе.
 С 1975 г. вступает в силу закон, обязывающий АЗС добавлять в бензин не менее 20% этанола. Компании, изъявившие желание построить заводы по производству этанола, получали кредиты под минимальные проценты. Государство стало оптом закупать спирт у производителей и одновременно подняло цены на бензин, добившись рентабельности использования этанола в качестве топлива. Успехи оказались ошеломительными: к 1979 году было отмечено пятикратное увеличение объемов производства топливного этанола.
 К началу 80-х все крупнейшие автомобильные концерны, производящие и экспортирующие машины в Бразилию, были обязаны выпускать автомобили, способные ездить на чистом этаноле (E100). Граждане, пожелавшие переоборудовать свои бензиновые авто под новый вид топлива получили льготы. Все эти события развивались совместно с широкомасштабной рекламной компанией. В 1985 году Бразилия праздновала новую победу – согласно статистике половина автопарка страны ездила на этаноле.
  К 2007 году результаты повсеместного применения этанола оказались следующими: 4,3 млн. транспортных средств работают полностью на этаноле, остальные 17 млн. используют в качестве топлива смесь этанола с бензином. Пять из шести бразильских АЗС продают чистый этанол (E100). В бразильской программе по биоэтанолу занято более 700 тыс. работников, а экономия по импорту нефтепродуктов за 1975-2007 гг. составила более 65 млрд. USD.
 В 2007 г. объем производства биоэтанола в Бразилии достиг максимального показателя и составил 19,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в Бразилии с 2002 г. по 2007 г. составил 8,6%. Доля Бразилии в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 38,3%. Доля экспорта биоэтанола в объеме производства составила 21,1%. Основными импортерами бразильского биоэтанола являются Япония, США и страны ЕС.
  В 2007 г. объем рынка биоэтанола в Бразилии составил 15,0 млрд. литров (92,5% от максимального уровня в 1997 г.). Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 4,8%.
 

ЕС


 В ЕС проблема биотоплива вообще и биоэтанола в частности, лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранение экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. В этом контексте основное внимание уделяется биодизелю.
  В 2007 г. объем производства биоэтанола в ЕС достиг максимального показателя и составил 2,2 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в ЕС с 2002 г. по 2007 г. составил 35,1%. Доля ЕС в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 4,4%.
 В целом ЕС значительно уступает США и Бразилии по объемам производства биоэтанола. Следует заметить, что, несмотря на прогресс в области производства биоэтанола его доля в моторном топливе еще крайне мала и составляет чуть менее 1%.
 В 2007 г. в странах ЕС насчитывалось 32 производителя биоэтанола. Самые крупные мощности по производству биоэтанола в Европе расположены в Германии, Испании и Франции. Доля трех европейских стран лидеров в общем объеме производства биоэтанола в ЕС в 2007 г. составила 77,9%. Кроме того значительные объемы биоэтанола в 2007 г. были произведены в Польше, Швеции и Италии. В сумме доля шести стран производителей биоэтанола составила 92,6%.
 Помимо производства ЕС активно импортирует биоэтанол. В 2007 г. объем импорта составил более 900 млн. литров. Практически весь объем импортируемого биоэтанола имеет бразильское происхождение.
 В 2007 г. объем рынка биоэтанола в ЕС составил 3,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 38,2%. Доля импортного биоэтанола в объеме рынка составила 38,3%.
Китай
 
 Первые партии биоэтанола в Китае были выпущены в конце 2003 г. За три года Китай сумел войти в четверку крупнейших производителей топливного этанола в мире.
 В 2007 г. объем производства биоэтанола в Китае достиг максимального показателя и составил 1,8 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в Китае с 2003 г. по 2007 г. составил 124,2%. Доля Китая в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 3,7%. Внешнеторговых операций с биоэтанолом отмечено не было.
 В 2007 г. в Китае насчитывалось шесть производителей биоэтанола. Компания Jilin Fuel Ethanol Co. является крупнейшим производителем биоэтанола в Китае (мощность 600 тыс. тонн). В Китае биоэтанол производят из пшеницы, риса, маниоки и сахарного сорго.
 Китай планирует приложить еще большие усилия в развитие возобновляемой энергетики и сократить эмиссию парниковых газов, чтобы поддержать жизнеспособный экономический рост в ближайшие годы. Согласно Национальной Комиссии Развития и Реформ (НКРР), необходимо инвестировать более 2 триллионов юаней, или 10 процентов валового национального продукта, чтобы достичь поставленной цели по возобновляемой энергии к 2020 году. Среднесрочной и долгосрочной целью страны является развитие индустрии возобновляемой энергии, которая станет играть важную роль в обеспечении развития экономического будущего страны.
 НКРР планирует поднять долю возобновляемой энергии в общем потреблении энергии до 10% к 2010 году и 15% к 2020 году, по сравнению с 8% в настоящее время. В настоящее время, уголь составляет ежегодно 70% общего энергопотребления Китая, оставляя большой потенциал для развития гидроэлектроэнергии, метана, гелио-, ветроэнергетики и других чистых и возобновляемых источников энергии.
 Тем временем Китай продолжит развивать ликвидное биологическое топливо согласно предварительному условию по обеспечению безопасности продовольствия. Китай не будет поощрять использование зерна как сырья для биотоплива, но обратится к непродовольственным зерновым культурам, типа батата и сорго обыкновенного, для производства ликвидного биологического топлива, включая этанол и биодизель. Большинство таких непродовольственных зерновых культур растет на солончаке и бесплодных землях, которые являются неподходящими для того, чтобы выращивать зерно.
 


Россия


 По состоянию на 1 января 2008 г. в России не было отмечено производства топливного этанола. Импорта и экспорта биоэтанола также не было отмечено, поскольку в товарной номенклатуре ВЭД не определены коды товаров соответствующие различным видам биотоплив. Согласно действующему законодательству биоэтанол и топливные смеси с этиловым спиртом являются подакцизными товарами, что в значительной мере влияет на развитие внутреннего рынка.
 Согласно разным источникам, в России существует порядка десяти проектов строительства заводов по производству биоэтанола, но только один проект (ГК «Титан», Омская обл.) находится в действии. Кроме того ряд экспертов полагают, что любой российский завод по производству пищевого этилового спирта легко переориентировать на производство биоэтанола. При этом издержки производства (без учета акцизных сборов), составят 9-10 рублей за литр, что даже ниже издержек при производстве пищевого этилового спирта, т.к. нет необходимости использовать оборудование для очистки спирта. Другие эксперты – более прагматичны, и считают, что только заводы с мощностью более 140 тыс. дал спирта могут легко переориентировать свои поточные линии. Они также отмечают, что переориентация потребует значительных инвестиций в технологии.
 Высокий акцизный налог на этиловый спирт (23,5 рубля за литр) ограничивает производство биоэтанола для внутреннего рынка. В России биоэтанол классифицирован в общей категории «Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)», и не рассматривается законодательством, как продут специфического назначения. Это обстоятельство сильно контрастирует по сравнению с другими странами, где биоэтанол обычно освобожден от акцизных обязанностей. Согласно действующему российскому законодательству, существует лишь один путь для предотвращения акцизного сбора: когда продукты, содержащие этиловый спирт экспортированы, акцизные сборы возвращаются производителю. По существу, биоэтанол может производиться для внешних рынков без обложения акцизной пошлиной и изменения действующего законодательства.
 Сравнительно высокая стоимость производства и возрастающая рыночная стоимость зерна также ограничивают производство биоэтанола в России. Если рыночная цена на зерно будет продолжать увеличиваться, то его применение в качестве сырья для производства биоэтанола будет экономически невыгодным. С другой стороны, такие сырьевые источники как, например, свекловичная меласса-патока могут стать реальной альтернативой.
 В краткосрочной перспективе в России ожидаются изменения законодательства в отношении биотоплив. Сейчас в России начинает изменяться законодательная база: принимается полный перечень законодательных актов для того, чтобы этанол стал отдельным продуктом именно как топливная составляющая. При этом в России появилось то, чего не было ранее – намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке – сейчас в РФ на государственном уровне разрабатываются стандарты бензинов с добавлением биоэтанола.
 Эксперты полагают, что биоэтанол произведенный в России имеет хорошие перспективы для продвижения на рынках Европейского Содружества и Японии. Потенциальный размер рынка российского биоэтанола оценен экспертами в 850 млн. литров.
 
 

Прогноз развития мирового рынка до 2020 г.


 Согласно опубликованному в конце 2006 года прогнозу Международного Энергетического Агентства (International Energy Agency), биотопливо (в том числе и этанол) внесет значительный вклад в удовлетворение потребностей в энергии на автомобильном транспорте. В 2030 году на долю биотоплива будет приходиться 7% от потребления автомобильного топлива (ныне – 1%).
  Ожидается, что на этанол будет приходиться основная часть роста потребления биотоплива в мире, так как затраты на его производство будут сокращаться быстрее, чем на производство биодизельного топлива.
 Новые технологии в области производства биотоплива, в частности, производство этанола из лигноцеллюлозы, позволят решить эту проблему. Тем не менее, для того, чтобы эти технологии стали коммерчески жизнеспособными, необходимо решить значительные технические проблемы.
 Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем производства биоэтанола в мире в 2020 г. составит 281,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 12,8%.
 Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в мире в 2020 г. составит 187,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 10,0%.
 В обоих сценариях в 2020 г. объем мировой торговли будет составлять до 10% от мирового объема производства. Лидерами по-прежнему останутся США и Бразилия, их доля в сумме в мировом производстве к 2020 г. будет составлять от 55 до 65%.
 

США 


Согласно оптимистическому прогнозу производство этанола в США увеличится в рассматриваемый период в 2 раза. При этом в 2008 г. прирост по отношению к предыдущему году составит 40%, после чего темпы роста замедлятся. Эти прогнозные показатели значительно превышают требования, предусмотренные в Стандарте возобновляемого топлива США. Пессимистический прогноз более соответствует требованиям, предусмотренным в RFS США.
 Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 111,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,7%.
 Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 90,1 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 8,4%.
 В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством.
 

Бразилия


 Оптимистический вариант развития внутреннего рынка биоэтанола в Бразилии составлен на основе того, что в стране будет осуществлен постепенный переход на потребление смеси бензина с этанолом с содержанием последнего как минимум 85%.
 Пессимистический – с содержанием биоэтанола от 25 до 85%. В обоих вариантах расчет потребления биоэтанола проводился с учетом существующих темпов роста потребления бензина в стране.
 Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 54,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,6%.
 Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 30,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 5,4%.
 В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того ожидается, что значительные объемы (до 15% от объема производства) биоэтанола будут экспортироваться.
 

ЕС


 В ЕС была принята Директива, устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом (биоэтанол, биодизель) – 2% к 2005 году, 5,75% к 2010 году и 10% к 2020 году. ЕС готов к 2020 году заменить 10% рынка автотранспортного горючего на биотопливо, однако отмечается, что для эффективного развития этого рынка потребуется организация сырьевого импорта из третьих стран.
 В настоящее время действующие мощности по производству биоэтанола в ЕС составляют более 3,5 млрд. литров в год. В ближайшие 3 года объем производственных мощностей может быть увеличен до 6,5 млрд. литров в год.
 Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 10 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2008 г. по 2020 г. составит
8,7%. Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 7 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2007 г. по 2017 г. составит 5,6%. В обоих сценариях потребность ЕС в биоэтаноле частично будет компенсироваться импортными поставками в размере от 10 до 25% от емкости рынка.
 

Китай


 В 2006 г. Национальная Комиссия Развития и Реформ Китая опубликовала 5-летний план, в котором была установлена цель – увеличить ежегодное производство этанола до 6 млрд. литров к 2010 г. Правительство Китая, опасаясь увеличения цен на зерновые, не утвердило план.
 Аналитики прогнозируют увеличение до 2016 г. производства этанола в Китае, в основном из кукурузы, до 3,5 млрд. литров. Это в 2,5 раз превышает показатель 2008 г. За аналогичный период потребление кукурузы этаноловой отраслью возрастет в 2,6 раза до 9 млн. тонн.
 Кроме того Китай может еще увеличить производство этанола на 1,5-2,0 млрд. литров, используя маниоку, сорго, рис и другое сырьё.
 Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 7,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 10,6%.
 Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 5,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 8,5%.
 В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством.
 


Россия


 Для развития внутреннего потребления биоэтанола и его экспорта необходима государственная поддержка развития производства биоэтанола в России, и в первую очередь в области законодательно и нормативно-правового обеспечения, которое должно включить в себя разработку нормативных документов, а именно национального стандарта на денатурированный топливный этанол, и изменение налогообложения биотопливных продуктов.
 На сегодняшний день, биоэтанол рассматривается в системе налогообложения РФ не как компонент моторного топлива, а как спиртосодержащий продукт, облагаемый непомерно высоким акцизом. Первый шаг, необходимый для развития производства топливного биоэтанола в России – отмена акциза на биоэтанол. Следующим этапом государственной поддержки может стать стимулирование производства бензина с улучшенными характеристиками, так как даже использование биоэтанола в смеси с обычным топливом, способствует улучшению экологических характеристик последнего.
 Основным препятствием на пути внедрения топливного биоэтанола в России является наличие высокого акциза на любую спиртосодержащую продукцию, что приводит к существенному повышению его стоимости и делает производство этого вида топлива для потребления на внутреннем рынке не рентабельным. Возможно использование биоэтанола в качестве присадки, повышающей октановое число и экологические характеристики бензина, или в качестве исходного продукта для производства ЭТБЭ. Но и здесь существует ряд проблем:

• Во-первых, необходимость обеспечения автозаправок установками для смешивания бензина и биоэтанола. Выполнение этой операции непосредственно на нефтеперерабатывающем заводе затруднено жестким требованием исключения попадания воды в смесь бензина с этанолом, наличие которой даже в небольших количествах приводит к расслоению получаемой смеси бензина с этанолом.

• Во-вторых, применение в России биоэтанольных присадок, ограничивается невысоким спросом на топлива с улучшенными характеристиками, связанным с неготовностью к их использованию российской автомобильной промышленностью.

 По мнению экспертов, основным направлением сбыта биоэтанола, производимого в России, должен стать его экспорт в страны ЕС и Японию, где на сегодняшний день действуют льготы на ввозимый биоэтанол, что позволит производству данного продукта стать экономически эффективным.
 Предполагается, что первый завод по производству биоэтанола в России, строительство которого началось в ноябре 2006 г. в Омской области, в ближайшее время вступит в строй. Производственная мощность биокомплекса составляет 190 млн. литров биоэтанола в год. На первом этапе производимые на предприятии биоэтанол и ЭТБЭ планируется экспортировать. Эти продукты широко востребованы в государствах ЕС и в некоторых странах Южно-Азиатского региона.
 Необходимость использования биоэтанола в России во многом связана с потребностями российских производителей бензина и дизельного топлива. В данный момент лишь «ЛУКОЙЛ» и «Газпромнефть» проявили интерес к закупкам биоэтанола.
 Кроме начавшегося строительства завода по производству биоэтанола в Омской области, различными компаниями в России рассматриваются, как минимум еще пять проектов заводов общей мощностью более 900 млн. литров биоэтанола в год.
 К сожалению, в настоящее время довольно сложно определить степень государственной поддержки российского рынка биоэтанола в будущем. Компанией Abercade Consulting подготовлено два сценария развития российского рынка биоэтанола:

• оптимистический прогноз – высокая степень государственной поддержки рынка, например:
o включение заводов по производству биоэтанола в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с компенсацией процентной ставки по кредиту из федерального бюджета в размере до 100%, включая объекты, связанные одной технологической цепочкой (co-products) с основным производством, а также создание и поддержание инфраструктуры;
o принятие закона «О снижении загрязнения воздуха в мегаполисах», устанавливающий обязательное наличие, по крайней мере, 5% биоэтанола в автомобильном топливе;
o предоставление субсидий производителям сельскохозяйственного сырья, используемого для производства биоэтанола;
o предоставление в соответствии с региональным законодательством льготы по налогам и сборам;

• пессимистический прогноз – низкая степень государственной поддержки рынка.

 Тем не менее, наиболее вероятно, что 2010-2011 гг. станут переломными для российского рынка биоэтанола.
 Российский автопарк растет в последние годы довольно высокими темпами. По оценкам МАДИ, потребление бензина в России вырастет с 27 млн. тонн (при профиците производства в 4 млн. тонн) в 2006 году примерно до 38 млн. тонн (при дефиците производства в 6 млн. тонн) в 2015 году.
 Эксперты отмечают, что дефицит бензинов может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива, либо введение нормированного отпуска бензина – а это, в свою очередь, приведет к развитию теневого рынка.
 Кроме того, новый спрос будет преимущественно предъявляться на хорошие автомобили, которые используют бензин с октановым числом 95 и выше. В структуре продаж автомобилей в России уже произошел перелом – в 2005 году доля продукции отечественной автомобильной промышленности упала ниже 50%, хотя ее доля в автопарке все еще составляет 75-80%. А это значит, что к 2010-2012 годам, по-видимому, произойдет качественное изменение структуры спроса на топливо в сторону высооктановых марок бензина. Применение биоэтанола и ЭТБЭ в качестве присадок к бензинам, может в некоторой степени нивелировать обозначившиеся проблемы российского рынка бензинов: несколько сократит дефицит бензина и позволит повысить качество низкооктановых бензинов.
 Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам ожидаемый объем потребления биоэтанола в России в 2020 г. составит 3,3 и 1,0 млрд. литров соответственно. В обоих сценариях потребление будет полностью обеспечиваться внутренним производством. Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в России с 2009 г. по 2020 г. составит 47,5 и 33,4% соответственно. В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того, ожидается, что значительные объемы биоэтанола будут экспортироваться в страны Европы и Азии.
 


Проблемы мировой индустрии биотоплива


 Индустрии топливного этанола грозит первый структурный кризис. Эксперты ставят под сомнение экологическую выгоду производства этанола и экономическую целесообразность отрасли, а некоторые обвиняют ее в повышении цен на сельхозпродукты. По мнению наблюдателей, чтобы избежать серьезного кризиса перепроизводства, экологических проблем и повышения цен на продукты питания, игрокам индустрии топливного этанола необходимо принимать срочные меры.
 Первый и главный аргумент противников топливного этанола заключается в том, что на его изготовление расходуются пшеница, кукуруза и прочие сельскохозяйственные культуры, в то время как миллионы жителей Земли страдают от голода. Кроме того, эксперты считают, что именно активизация производителей биологического топлива привела к росту цен на продовольствие, а единственным выходом из сложившейся ситуации является остановка его производства. С таким радикальным подходом согласны далеко не все специалисты. Объемы зерновых, идущие на производство биологического топлива, гораздо меньше общих показателей урожая и стать причиной продовольственного кризиса просто не могут. Производство биотоплива еще не так сильно развито, чтобы оказывать влияние на мировой рынок продовольствия. Сейчас его производство можно назвать экспериментальным.
 В свою очередь, председатель FAS USDA Chuck Conner отметил, что роль индустрии биотоплива в росте цен на продовольствие не так высока. Например, в Бразилии инфляция снизилась из-за рекордного производства топливного этанола. Дешевый этанол приводит к снижению цен во всех отраслях промышленности Бразилии. Однако, производство этанола из кукурузы менее эффективно, чем из сахарного тростника. Но даже в этом случае производство этанола влияет на цену кукурузы меньше, чем цены на нефть.
 Доля кукурузы, или зерна в стоимости конечного продукта незначительна, тогда как при посадке, выращивании, уборке, доставке, переработке, упаковке, доставке готовой продукции к потребителю тратится большое количество энергии. Например, в странах Евросоюза на стоимость зерна в готовом хлебе приходится всего 1-5%. Поэтому рост цен на нефть приводит к росту затрат по всей цепочке выращивания, производства, доставки. В США стоимость продовольствия росла в среднем на 2,7% в год за последнее трехлетие. По мнению USDA основная причина этого — высокие цены на нефть.
 Вторым аргументом противников биотоплива является отсутствие экологического эффекта. Множество экспертов полагает, что быстрая переориентация мирового энергетического рынка на биологические виды топлива может существенно подорвать экологический баланс на планете. Во многих регионах планеты при производстве биотоплива используются грязные технологии, которые более опасны, чем выбросы современных нефтеперерабатывающих предприятий. Уже сейчас в странах Южной Америки, быстро увеличивающих масштабы выращивания сельскохозяйственных культур под производство биотоплива, обозначились негативные тенденции. Под плантации энергетического сырья уничтожаются леса Центральной Америки. Фермеры, в погоне за прибылью, продают все большее количество сельхозпродукции энергетикам, что привело к дефициту продовольственного зерна в некоторых регионах. Прикрываясь непищевым назначением сельскохозяйственных культур, аграрии в больших объемах используют вредные химические удобрения. Без выработки единых международных правил, ограничивающих негативное влияние на экосистемы планеты, многие регионы мира могут оказаться на грани экологической и продовольственной катастрофы.
 В связи с этим наблюдатели все чаще говорят о том, что компаниям, занятым в производстве этанола, а также правительствам необходимо искать срочные меры для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения возможного кризиса – первого структурного кризиса индустрии топливного этанола. Компаниям, занимающимся производством биоэтанола, необходима консолидация, как в свое время происходило с производителями других энергоносителей – нефти, газа. По мнению экспертов это позволит более крупным производителям эффективнее размещать производство сырья в районах, предназначенных для этого, и решать проблемы, возникающие в процессе производства этанола.
 
Архив материалов
2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*