В статье представлены основные результаты анализа рынка бульдозеров мощностью до 300 лошадиных сил. Аналитики компании Abercade изучили производство этого вида строительной техники, (основные производители и их рыночные доли, тенденции в производстве), импорт и экспорт бульдозеров, представлены данные динамики рынка.
Согласно исследованию рынка, в Российской Федерации бульдозеры мощностью до 300 лошадиных сил производят пять предприятий: ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «ТРАКТОРНАЯ КОМПАНИЯ ВгТЗ», ОАО «Промтрактор», ОАО «Уральский машиностроительный завод» и ЗАО «Дормаш».
В структуре импорта бульдозеров также произошли существенные изменения. Не смотря на то, что лидирующие позиции еще удерживают Komatsu (Япония) и Caterpillar (США), серьезную конкуренцию им составляет китайский производитель Shantui Construction Machinery.
Согласно данным исследования рынка, за 2005 – 2007 годы импорт бульдозеров в Россию увеличился в 3,7 и 4,3 раза соответственно в натуральном и в стоимостном выражении. Среднегодовой темп роста объема импорта – 1,9 раза в натуральном выражении, 2,1 раза – в денежном. Наибольшие доли в объеме импорта бульдозеров принадлежат компаниям Komatsu, Caterpillar и Shantui Construction Machinery. Их суммарная доля в общем объеме ввоза составляет 75,8% в натуральном выражении и 85,4% - в стоимостном.
Более половины импорта принадлежит технике производителей Komatsu и Caterpillar. В 2007 году значительно увеличился ввоз Shantui Construction Machinery – если в 2005 году эта марка занимала 3,0% объема импорта, в 2006 году – 9,0%, то уже в 2007 году – 21,4 процента в натуральном выражении и 16,0% - в денежном.
Крупнейшим импортером бульдозеров на территорию РФ является компания "Комацу СНГ". Ее доля в импорте новых машин составила в 2007 году 31,4 процента в натуральном выражении и 38,6 процента – в денежном выражении.
«Мантрак Восток» - официальный дилер компании Caterpillar в Уральском и Приволжском регионах Российской Федерации. Доля в импорте новых машин составила в 2007 году 12,1 процента в натуральном выражении и 17,2 процента – в денежном выражении.
Экспорт бульдозеров
Основными регионами сбыта бульдозеров являются Казахстан, Украина, Туркмения и Узбекистан. В эти страны экспортируется почти ¾ всего объема.
Крупнейшим экспортером в РФ является ООО «ЧТЗ-Уралтрак», на долю которого приходится 69,6% и 70,3% экспорта соответственно в натуральном и денежном выражении. Значительно меньшие доли принадлежат ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» и ОАО «Промтрактор».
Из России экспортируются гусеничные бульдозеры, в основном новые. Почти весь объем экспорта составляют машины тяжелого класса – мощностью от 150 лошадиных сил.
Из общего количества машин, находящихся в эксплуатации на начало 2007 года, доля импортной техники составила 16,6% (2,6 тыс. машин). Большей частью это техника Komatsu.
Несмотря на рост объемов российского производства и импорта, число бульдозеров в строительных организациях сокращается, поскольку происходит выбытие техники с истекшим сроком службы. В 2005 году доля изношенной техники составляла около 58%, на начало 2008 года – только 55 процентов.
Повсеместный процесс замены техники, приобретенной 10–12 лет назад, является важным фактором, способствующим поддержанию спроса на достаточно высоком уровне. Еще один резерв спроса – приход покупателей из тех регионов России, где преобразования в экономике по сравнению со столицами запаздывают и только сейчас появляются частные фирмы, нуждающиеся в новой импортной технике и способные за нее заплатить.
По мнению экспертов, в ближайшие 5 лет рынок строительной и дорожной техники в России может вырасти в 2 раза, что связано с возрастающей активизацией строительства дорог в России. На сегодняшний день потребность России в автодорогах оценивается минимум в 1,5 млн. км., в то время как реальная протяженность сети автодорог РФ, находящихся в государственной собственности, составляет лишь 1 млн. 145 тыс. км. При этом лишь 20% дорожного покрытия не требует ремонта.
Исследовательская компания Abercade: