
Первой по популярности машиной‚ используемой на строительных площадках для производства земляных работ‚ перегрузки сыпучих и кусковых материалов и выполнения других работ‚ в зависимости от установленного дополнительного оборудования‚ является экскаватор.
Экскаватор — это самоходная землеройная машина с основным рабочим органом в виде одного ковша или группы ковшей, производящая разработку (копание) грунта и перемещение его на сравнительно небольшие расстояния в транспортные средства или непосредственно в отвалы. Экскаватор состоит из рабочего оборудования для копания и перемещения грунта, ходового устройства — для передвижения машины и силовой установки — для приведения в действие всех механизмов экскаватора.
Строительными называют одноковшовые универсальные экскаваторы с ковшами вместимостью 0,25-4 м.куб., оснащаемые различными видами сменного рабочего оборудования. Строительные экскаваторы предназначены для земляных работ в грунтах I—IV групп. При помощи унифицированного сменного рабочего оборудования (до 40 видов) они могут выполнять также погрузочные, монтажные, сваебойные, планировочные, зачистные и другие работы.
ПРОИЗВОДСТВО ЭКСКАВАТОРОВ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
Доля в 2007 г., % |
"ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОР", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО |
51,69% |
"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБ'ЕДИНЕНИЕ "УРАЛВАГОНЗАВОД" ИМ. Ф. Э.ДЗЕРЖИНСКОГО", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ |
8,54% |
"ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД "КОВРОВЕЦ", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ |
7,97% |
"САРЭКС", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО |
7,26% |
"ДОНЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ |
6,20% |
"МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КРАНЭКС", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО |
5,57% |
"ДМИТРОВСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ |
4,57% |
"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБ'ЕДИНЕНИЕ "ИНТЕР-ДОН", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ |
4,03% |
Прочие |
4,17% |
Общий итог |
100,00% |
За период 2005-2007 объем производства в стоимостном выражении увеличился в 2 раза.
Основная доля экскаваторов была произведена в Центральном федеральном округе – 65% общего объема, еще треть – в Южном, Уральском и Приволжском федеральных округах.
Производство экскаваторов в России в разрезе федеральных округов за 2005-2007 гг., % к итогу в натуральном выражении.
За 2005-2007 года привлекательность данного вида бизнеса удвоилась. Показатель «период окупаемости собственного капитала», который дает возможность рассчитать, сколько лет необходимо для окупаемости вложений, сократился с 9,1 года до 4,3 лет. Это свидетельствует о том, что при сохранении основных параметров развития собственный капитал организаций отрасли окупится за 4,3 года.
ИМПОРТ ЭКСКАВАТОРОВ
За последние годы структура импорта на рынке дорожно-строительной техники существенно изменилась - быстрыми темпами начали укреплять свои позиции китайские производители – XCMG, LONGGONG, SDLG и другие. Их суммарная доля по некоторым секторам рынка импорта дорожно-строительных машин уже составляет половину всего общего ввоза.
Однако эти структурные изменения пока не коснулись импорта полноповоротных гидравлических экскаваторов. Здесь по-прежнему лидирующие позиции принадлежат Японии, Германии и Корее. Так, доля импорта экскаваторов из Китая в РФ составила в 2007 году 5% от общего ввоза, снизившись по отношению к 2006 году на 0,24 процентных пункта.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
Доля в 2007 г., % |
" |
29,59% |
"KOMASТU LTD" |
14,78% |
"HYUNDAI" |
10,44% |
"CATERPILLAR" |
9,18% |
"NEW |
8,11% |
"VOLVO" |
6,05% |
"J. C. B." |
4,22% |
"DAEWOO" |
3,37% |
"LIEBHERR" |
1,37% |
"ATLAS-TEREX GMBH" |
1,35% |
Прочие |
11,54% |
Общий итог |
100,00% |
Наибольшие доли в объеме импорта колесных и гусеничных полноповоротных гидравлических экскаваторов принадлежат компаниям "HITACHI", "KOMASТU" и "CATERPILLAR". Их суммарная доля составляет 58% от общего объема ввоза.
За 2005-2007 гг. доминирующее положение в импорте экскаваторов занимала компания «Авенсис» ООО. Ее доля существенно отличалась от доли прочих операторов рынка и составила в общем объеме импорта экскаваторов за 2005-2007 гг. в натуральном выражении 19%, а в денежном выражении – 16 процентов.
Активными участниками рынка являлись ООО "КОМАЦУ СНГ", ООО "ПРОМТЕХ", ЗАО "ВОЛЬВО-ВОСТОК", ООО "ЦЕППЕЛИН РУСЛАНД", ЗАО "ТЕХНОГРЭЙД", ЗАО "ЛОНМАДИ", ООО "ДВ-ЭКСИМ", ООО "ТИРЭКС", ООО "ЗАБВНЕШТРАНС" и ООО "ХИНО-ВЛАДИВОСТОК".
ВЕС, кг. |
Доля в 2007 г., % |
<20000 |
47,29% |
20000-40000 |
46,03% |
40000-60000 |
5,64% |
60000-80000 |
0,44% |
>80000 |
0,60% |
Общий итог |
100,00% |
ЭКСПОРТ ЭКСКАВАТОРОВ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
Доля в 2007 г., % |
ФГУП "ПО"УРАЛВАГОНЗАВОД" |
38,66% |
"КОВРОВСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД" |
30,99% |
Прочие |
30,35% |
Общий итог |
100,00% |
Страна-экспортер |
Доля в 2007 г., % |
КАЗАХСТАН |
46,01% |
УКРАИНА |
9,90% |
АЗЕРБАЙДЖАН |
9,90% |
УЗБЕКИСТАН |
8,95% |
ТАДЖИКИСТАН |
6,39% |
ЯПОНИЯ |
4,15% |
КИРГИЗИЯ |
4,15% |
ФИНЛЯНДИЯ |
3,19% |
АРМЕНИЯ |
2,88% |
Прочие |
4,47% |
Общий итог |
100,00% |
Масса |
Доля в 2007 г., % |
<20000 |
35,46% |
20000-40000 |
62,30% |
40000-60000 |
2,24% |
60000-80000 |
0,00% |
>80000 |
0,00% |
Общий итог |
100,00% |
Современное состояние парка экскаваторов и дорожно-строительной техники в целом складывались в основном в доперестроечный период в соответствии с превалировавшими в то время потребностями, поэтому были ориентированы, главным образом, на крупномасштабное строительство. Вследствие начавшегося реформирования народнохозяйственного комплекса значительная доля активной части основных фондов оказалась невостребованной.
По укрупненным расчетам, за 2000-2005 годы уровень использования строительной техники в организациях различной специализации снизился в 4-6 раз. Движение основных фондов происходило в одностороннем порядке - списание техники при крайне незначительном ее обновлении. Средний срок службы оборудования вдвое превысил нормативный. Особенно в тяжелом положении оказались специализированные управления механизации и предприятия, оснащенные уникальной и дорогостоящей техникой, которая в настоящее время характеризуется крайней степенью изношенности.
Наличие парка экскаваторов в строительных организациях в разрезе федеральных округов РФ на 1 января 2007 года.
Важный фактор, способствующий поддержанию спроса на достаточно высоком уровне, – повсеместный процесс замены импортной техники, приобретенной 10–12 лет назад. Еще один резерв спроса – приход покупателей из тех регионов России, где преобразования в экономике по сравнению со столицами запаздывают и только сейчас появляются частные фирмы, нуждающиеся в новой импортной технике и способные за нее заплатить.
Традиционно динамика рынка экскаваторов и в целом дорожно-строительной техники связана с развитием жилищного и гражданского строительства, реализацией государственных программ в области дорожного строительства. Другим фактором, определяющим бурное развитие рынка, является необычно мягкий для зимы климат, позволяющий строителям работать большее количество дней в году.
Дальнейший рост рынка техники обусловлен следующими факторами – ростом российской экономики и увеличением финансирования инфраструктурных проектов, высоким износом парка эксплуатируемой техники и низкой укомплектованностью предприятий необходимой техникой, бурным развитием рынка строительства.
Продажи техники растут почти в два раза быстрее, чем российская экономика в целом. При благоприятном развитии экономической ситуации через 3–4 года объемы продаж в России станут сопоставимы с западноевропейскими. Однако преодолеть существующий дефицит удастся не быстрее, чем через 10–12 лет. Если же в Россию в силу каких-то причин вдруг хлынет мощный, подобный тому, как это было когда-то в Китае, поток иностранных инвестиций, и при этом значительная их часть будет направлена в дорожную отрасль, вполне возможно сокращение этого срока в два раза.