Аналитика

Обзор рынка экскаваторов в 2005-2007 годах

Первой по популярности машиной‚ используемой на строительных площадках для производства земляных работ‚ перегрузки сыпучих и кусковых материалов и выполнения других работ‚ в зависимости от установленного дополнительного оборудования‚ является экскаватор.

Экскаватор — это самоходная землеройная машина с основным рабочим органом в виде одного ковша или группы ковшей, произво­дящая разработку (копание) грунта и перемещение его на сравни­тельно небольшие расстояния в транспортные средства или непо­средственно в отвалы. Экскаватор состоит из рабочего оборудования для копания и перемещения грунта, ходового устройства — для пе­редвижения машины и силовой установки — для приведения в дей­ствие всех механизмов экскаватора.

Строительными называют одноковшовые универсальные экскава­торы с ковшами вместимостью 0,25-4 м.куб., оснащаемые различными видами сменного рабочего оборудования. Строительные экскаваторы предназначены для земляных работ в грунтах I—IV групп. При помощи унифицированного сменного рабочего оборудования (до 40 видов) они могут выполнять также погрузочные, монтажные, сваебойные, планировочные, зачистные и другие работы.

ПРОИЗВОДСТВО ЭКСКАВАТОРОВ

Среди российских изготовителей ведущими по производству гусеничных экскаваторов являются ФГУП «ПО Уралвагонзавод», ОАО «МК Кранэкс», ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец», на рынке колесных экскаваторов абсолютным лидером является ОАО «Тверской экскаватор».
 
Производство экскаваторов в России
 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Доля в 2007 г., %

"ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОР", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

51,69%

"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБ'ЕДИНЕНИЕ "УРАЛВАГОНЗАВОД" ИМ. Ф. Э.ДЗЕРЖИНСКОГО", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

8,54%

"ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД "КОВРОВЕЦ", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

7,97%

"САРЭКС", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

7,26%

"ДОНЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

6,20%

"МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КРАНЭКС", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

5,57%

"ДМИТРОВСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

4,57%

"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБ'ЕДИНЕНИЕ "ИНТЕР-ДОН", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

4,03%

Прочие

4,17%

Общий итог

100,00%

Источник – ФА Росстат, отчеты производителей. Расчеты – ИК «Abercade»

За период 2005-2007 объем производства в стоимостном выражении увеличился в 2 раза.

Основная доля экскаваторов была произведена в Центральном федеральном округе – 65% общего объема, еще треть – в Южном, Уральском и Приволжском федеральных округах.

Производство экскаваторов в России в разрезе федеральных округов за 2005-2007 гг., % к итогу в натуральном выражении.

За 2005-2007 года привлекательность данного вида бизнеса удвоилась. Показатель «период окупаемости собственного капитала», который дает возможность рассчитать, сколько лет необходимо для окупаемости вложений, сократился с 9,1 года до 4,3 лет. Это свидетельствует о том, что при сохранении основных параметров развития собственный капитал организаций отрасли окупится за 4,3 года.

ИМПОРТ ЭКСКАВАТОРОВ

За последние годы структура импорта на рынке дорожно-строительной техники существенно изменилась - быстрыми темпами начали укреплять свои позиции китайские производители – XCMG, LONGGONG, SDLG и другие. Их суммарная доля по некоторым секторам рынка импорта дорожно-строительных машин уже составляет половину всего общего ввоза.

Однако эти структурные изменения пока не коснулись импорта полноповоротных гидравлических экскаваторов. Здесь по-прежнему лидирующие позиции принадлежат Японии, Германии и Корее. Так, доля импорта экскаваторов из Китая в РФ составила в 2007 году 5% от общего ввоза, снизившись по отношению к 2006 году на 0,24 процентных пункта.

За 2005 – 2007 годы импорт экскаваторов в Россию вырос в 3 раза.
 
Структура импорта по производителям экскаваторов (в натуральном выражении)
 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Доля в 2007 г., %

"HITACHI"

29,59%

"KOMASТU LTD"

14,78%

"HYUNDAI"

10,44%

"CATERPILLAR"

9,18%

"NEW HOLLAND"

8,11%

"VOLVO"

6,05%

"J. C. B."

4,22%

"DAEWOO"

3,37%

"LIEBHERR"

1,37%

"ATLAS-TEREX GMBH"

1,35%

Прочие

11,54%

Общий итог

100,00%

Источник – ФТС России. Расчеты – ИК «Abercade»

Наибольшие доли в объеме импорта колесных и гусеничных полноповоротных гидравлических экскаваторов принадлежат компаниям "HITACHI", "KOMASТU" и "CATERPILLAR". Их суммарная доля составляет 58% от общего объема ввоза.

За 2005-2007 гг. доминирующее положение в импорте экскаваторов занимала компания «Авенсис» ООО. Ее доля существенно отличалась от доли прочих операторов рынка и составила в общем объеме импорта экскаваторов за 2005-2007 гг. в натуральном выражении 19%, а в денежном выражении – 16 процентов.

Активными участниками рынка являлись ООО "КОМАЦУ СНГ", ООО "ПРОМТЕХ", ЗАО "ВОЛЬВО-ВОСТОК", ООО "ЦЕППЕЛИН РУСЛАНД", ЗАО "ТЕХНОГРЭЙД", ЗАО "ЛОНМАДИ", ООО "ДВ-ЭКСИМ", ООО "ТИРЭКС", ООО "ЗАБВНЕШТРАНС" и ООО "ХИНО-ВЛАДИВОСТОК".

Основную долю в импорте экскаваторов составляет техника массой до 40 тонн – 93,3% в натуральном выражении и 74,2% – в денежном.
 
Распределение импорта экскаваторов по весу (в натуральном выражении)
 

ВЕС, кг.

Доля в 2007 г., %

<20000

47,29%

20000-40000

46,03%

40000-60000

5,64%

60000-80000

0,44%

>80000

0,60%

Общий итог

100,00%

Источник – ФТС России. Расчеты – ИК «Abercade»

ЭКСПОРТ ЭКСКАВАТОРОВ

Основную долю экспорта полноповоротных гидравлических экскаваторов разделяют между собой ФГУП "ПО "УРАЛВАГОНЗАВОД" и "Ковровский экскаваторный завод".
 
Структура экспорта по производителям экскаваторов (в натуральном выражении)
 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Доля в 2007 г., %

ФГУП "ПО"УРАЛВАГОНЗАВОД"

38,66%

"КОВРОВСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД"

30,99%

Прочие

30,35%

Общий итог

100,00%

Источник – ФТС России. Расчеты – ИК «Abercade»

Основным экспортным рынком полноповоротных гидравлических экскаваторов является Казахстан. Здесь реализуется 46% всего российского экспорта этого вида машин в натуральном и стоимостном выражении.
 
Рейтинг стран-экспортеров экскаваторов (в натуральном выражении)
 

Страна-экспортер

Доля в 2007 г., %

КАЗАХСТАН

46,01%

УКРАИНА

9,90%

АЗЕРБАЙДЖАН

9,90%

УЗБЕКИСТАН

8,95%

ТАДЖИКИСТАН

6,39%

ЯПОНИЯ

4,15%

КИРГИЗИЯ

4,15%

ФИНЛЯНДИЯ

3,19%

АРМЕНИЯ

2,88%

Прочие

4,47%

Общий итог

100,00%

Источник – ФТС России. Расчеты – ИК «Abercade»

Основную долю экспорта экскаваторов (87%, как в денежном, так и в натуральном выражении) составляют машины массой от 20 до 40 тонн.
 
Распределение экспорта экскаваторов по весу (в натуральном выражении)
 

Масса

Доля в 2007 г., %

<20000

35,46%

20000-40000

62,30%

40000-60000

2,24%

60000-80000

0,00%

>80000

0,00%

Общий итог

100,00%

Источник – ФТС России. Расчеты – ИК «Abercade»
 
Прогноз развития рынка

Современное состояние парка экскаваторов и дорожно-строительной техники в целом складывались в основном в доперестроечный период в соответствии с превалировавшими в то время потребностями, поэтому были ориентированы, главным образом, на крупномасштабное строительство. Вследствие начавшегося реформирования народнохозяйственного комплекса значительная доля активной части основных фондов оказалась невостребованной.

По укрупненным расчетам, за 2000-2005 годы уровень использования строительной техники в организациях различной специализации снизился в 4-6 раз. Движение основных фондов происходило в одностороннем порядке - списание техники при крайне незначительном ее обновлении. Средний срок службы оборудования вдвое превысил нормативный. Особенно в тяжелом положении оказались специализированные управления механизации и предприятия, оснащенные уникальной и дорогостоящей техникой, которая в настоящее время характеризуется крайней степенью изношенности.

Наличие парка экскаваторов в строительных организациях в разрезе федеральных округов РФ на 1 января 2007 года.

Важный фактор, способствующий поддержанию спроса на достаточно высоком уровне, – повсеместный процесс замены импортной техники, приобретенной 10–12 лет назад. Еще один резерв спроса – приход покупателей из тех регионов России, где преобразования в экономике по сравнению со столицами запаздывают и только сейчас появляются частные фирмы, нуждающиеся в новой импортной технике и способные за нее заплатить.

Традиционно динамика рынка экскаваторов и в целом дорожно-строительной техники связана с развитием жилищного и гражданского строительства, реализацией государственных программ в области дорожного строительства. Другим фактором, определяющим бурное развитие рынка, является необычно мягкий для зимы климат, позволяющий строителям работать большее количество дней в году.

Дальнейший рост рынка техники обусловлен следующими факторами – ростом российской экономики и увеличением финансирования инфраструктурных проектов, высоким износом парка эксплуатируемой техники и низкой укомплектованностью предприятий необходимой техникой, бурным развитием рынка строительства.

Продажи техники растут почти в два раза быстрее, чем российская экономика в целом. При благоприятном развитии экономической ситуации через 3–4 года объемы продаж в России станут сопоставимы с западноевропейскими. Однако преодолеть существующий дефицит удастся не быстрее, чем через 10–12 лет. Если же в Россию в силу каких-то причин вдруг хлынет мощный, подобный тому, как это было когда-то в Китае, поток иностранных инвестиций, и при этом значительная их часть будет направлена в дорожную отрасль, вполне возможно сокращение этого срока в два раза.

Архив материалов
2019 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006

Маркетинговые отчеты

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*