

Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Специальный замер Индекса потребительского доверия в России был проведен Nielsen в конце ноября 2008 г. в ходе онлайн опроса в рамках подготовки аналитического отчета "Russians Through Crisis".
«Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством», − комментирует результаты нового исследования генеральный директор компании «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон. 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентяре-октябре таковых было более половины».
«Причиной снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания, связанные с трудоустройством»
Серьезно пошатнулась и уверенность россиян в стабильности своего финансового положения. В сентяре-октябре 2008 г. две трети (67%) российских пользователей Интернета оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных были уверены в своих финансах.
Что касается готовности тратить, то здесь настроение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 г. 42% участников online-исследования Nielsen сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров, − столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев «очень плохим» временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%.
Что касается готовности тратить, то здесь настроение потребителей в России практически не изменилось. Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования Nielsen, 35% респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис.
«Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкая тревога. Преобладающий тип поведения − пассивное наблюдение и выжидание», – сообщает Д. Уотсон. Более 2/3 участников исследования Nielsen за последнее время ничего не предпринимали со своими сбережениями. У одних их попросту нет − 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию: 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.
Преобладающий тип поведения - пассивное наблюдение и выжидание
Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса для респондентов – необходимость перестраивать сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.
«За последние несколько лет у людей сформировались стандарты потребления, отказ от которых может стать весьма болезненным. Поэтому в случае необходимости экономии большинство не стремятся переходить на более дешевые марки, а, скорее, для начала сокращают частоту или объем покупок», − утверждает Д. Уотсон.
По данным отчета Nielsen “Russians Through Crisis”, 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. По оценке потребителей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.
73% участников стали экономнее при покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад
По данным опроса Nielsen, 73% участников стали экономнее при покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на 1/4. При этом 2/3 респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.
По данным опроса российских интернет-пользователей, в таких категориях как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты потребление изменилось незначительно. Однако в таких категориях как торты/пирожные, мясо, пиво, питьевая/ минеральная вода произошли заметные изменения. Почти каждыйтретий опрошенный сообщил, что стал покупать этих товаров меньше, чем 3 месяца назад. В некоторых категориях наблюдается отказ от покупок. Так, 10% опрошенных сообщили, что отказались от покупки тортов-пирожных за последние три месяца. 8% респондентов ответили, что отказались от покупки мяса, и столько же − от покупки водки.
...в таких категориях как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты потребление изменилось незначительно
Причины сокращения или прекращения покупок некоторых продуктов питания и товаров повседневного спроса во многом зависят от сезона. Это важный фактор сокращения потребления для категорий пива и минеральной воды. Так, лишь 25% из тех, кто покупает меньше/отказался от покупки воды сообщил, что это вызвано экономическими факторами.
Несмотря на то, что в России потребители неохотно переключаются на дешевые марки – по данным исследования Nielsen, более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы, – в некоторых категориях покупатели все же начали переключаться на более экономичные варианты, и в частности, при покупке таких товаров повседневного спроса, как стиральные порошки, торты/пирожные, питьевые йогурты и ряда других.
Судя по ответам потребителей, сегодня в целом выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры
Судя по ответам потребителей, сегодня в целом выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры. Их плюсы в глазах потребителей − большой ассортимент и возможность купить все в одном месте (дань предпочтениям «сытых» годов) и возможность получить более дешевую цену (новые требования времени). Эти результаты онлайн опроса потребителей подтверждаются и данными аудита розничной торговли. Значимость этих каналов для розничных продаж товаров повседневного спроса растет.
***
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Источник: Unipack.Ru