
Иван Голунов
Ринат Сагдиев
Сделай сам
«Аэрофлот» поменяет пластиковую упаковку и посуду для ланчей на картонную, руководствуясь соображениями экономии и экологии, рассказала Ирина Данненберг, начальник пресс-службы компании. Это позволит сэкономить 20–22% упаковочного бюджета, оценивает Сташенко из Organica. Но пока авиаперевозчик не может найти поставщиков: предлагаемые ланч-боксы похожи на конструкторы, пассажирам пришлось бы их собирать самим, уточняет Данненберг.
Бумажная экономия
Троицкой бумажной фабрике (ТБФ), входящей в «Базэл», стремление компаний сэкономить на упаковке пошло на пользу. Если до 2008 г. продажи предприятия, выпускающего упаковочную бумагу, стагнировали, то в этом году они оживились, что стало особенно заметно осенью: к примеру, в октябре они увеличились на 16%, уверяет Светлана Куль, директор по маркетингу ТБФ. У фабрики появилось несколько новых крупных клиентов, например «Макфа» и McDonald's. Отпускная цена за 1 т влагопрочной бумаги, использующейся для упаковки, из-за падения цен на сырье и снижения курса рубля у ТБФ теперь на 100-150 евро ниже, чем у зарубежных конкурентов, объясняет Куль. Она добавляет, что ТБФ сейчас ведет переговоры о поставках даже с компаниями из Юго-Восточной Азии.
Уход «Макфы» — единичный случай в практике финской UPM, все остальные клиенты продолжают закупки, парирует Рауно Ниемела, директор компании по продажам бумаги в России. Однако она признает, что в этом году из-за кризиса продажи UPM в России вырастут меньше запланированного показателя в 20%. Желание поменять поставщика у «Макфы» возникло давно, но только сейчас удалось найти бумагу подходящего качества, рассказала начальник отдела тары и упаковки компании Елена Белая. Искать более дешевое сырье для упаковки — первое, что будут сейчас делать производители продуктов, считает Александр Бойко, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков.
Иностранные производители, раньше российских столкнувшиеся с кризисом спроса, пытаясь снизить затраты, переходят с пластиковых контейнеров на картонные, а с алюминиевых банок — на ПЭТ-бутылки, говорит Олег Савин, руководитель информационного отдела портала Unipack.ru. Например, французские виноделы Boisset Family Estates в этом году стали поставлять в супермаркеты США и Японии «Божоле нуво» в пластиковых бутылках вместо стеклянных, снизив цену вина с $20-30 за бутылку до $12-13, вспоминает Савин. Корпорации убедились, что даже незначительные изменения в упаковке позволяют существенно сократить издержки, добавляет он. Например, Unilever решила в Европе использовать в упаковке соусов, салатов и заправок семь цветов вместо 170. Это нововведение, названное «Проект «Радуга», по оценке агентства LFH, консультанта Unilever, позволит ей экономить $26 млн в год. А потребитель даже не заметит разницы между ярко-желтым и просто желтым цветом на упаковке, объясняет директор по корпоративным отношениям «Юнилевер Русь» Ирина Бахтина. Правда, решение об использовании этого хода в России пока не принято. Если примеру Unilever последуют производители упакованных товаров по всему миру, общая экономия достигнет $5 млрд в год, приводит оценку LFH adage.com. Переход на более скромную упаковку с меньшим количеством цветов и отказом от золотой краски может снизить себестоимость продукта на 50%, замечает дизайнер Артемий Лебедев.
Дело будущего
В России производители недавно задумались об «антикризисной» упаковке и, поскольку процесс смены «обертки» требует времени, покупатель заметит перемены только в 2009 г., считает Вадим Журавлев, исполнительный директор брендингового агентства Mildberry. Компании будут делать акцент на недорогие продукты, уверен он. Примеры уже есть: производитель овощных консервов среднего сегмента (50-60 руб. за банку 0,5 л) поручил разработать новый бренд и упаковку для дешевых консервов, добавляет Федор Абрамов, гендиректор агентства «ТТ пресс». А производители и продавцы колбас сейчас закупают самое простое упаковочное оборудование для продуктов массового спроса, тогда как еще в начале года были больше востребованы линии для нарезки и вакуумной упаковки деликатесов, рассказывает Руслан Гадельшин, инженер по продажам оборудования «Мультивак рус».
Пока об изменении упаковки готовы рассказывать компании, давно занимающиеся этим процессом. Например, российский McDonald's. В начале 2009 г. сеть ресторанов сменит поставщика бумажных стаканчиков для горячих напитков — итальянскую компанию Seda на российского производителя, рассказала Светлана Полякова, директор по связям с общественностью российского подразделения McDonald's. Переговоры ведутся с компанией Huhtamaki, выпускающей бумагу на заводе в Подмосковье.
«Лебедянский» летом стал использовать более дешевый гофрокартон для транспортной упаковки соков. В результате в год компания сэкономит примерно $2 млн, рассказал Александр Костиков, директор по связям с общественностью компании. Пивоваренная компания «Балтика» к концу 2008 г. увеличила долю оборотных бутылок в своем производстве до 35% против 25% в 2006 г. Бутылка со вторичного рынка обходится компании в 5-6 руб., на 20-35% дешевле новой, объяснила Юлия Шевлякова, ведущий специалист по PR компании: «В наших планах — довести долю оборотной тары до 40-45%».
Против течения
Компания «Калипсо» (бренд «Астраханское изобилие») в декабре собирается вывести на рынок марку овощных маринадов ценой 400-500 руб. в итальянских банках (стоимость банки — 120 руб.), рассказал Дмитрий Миркин, гендиректор «Калипсо». До сих пор компания выпускала овощные консервы розничной ценой 50-70 руб. в банках Камышинского стекольного завода (цена тары — 2-10 руб.). С помощью необычной упаковки «Калипсо» надеется оказаться на полках премиальных сетей. Миркин считает, что во время потребительской депрессии инновационная тара поможет привлечь покупателей, да и рентабельность у дорогих маринадов выше.
Больше тратить на упаковку будет и табачная БАТ. В конце ноября она выпустила сигареты Dunhill King Sizе, упакованные вместо фольги в коробочку с герметичным клапаном. Инвестиции в линию новой упаковки на фабрике в Санкт-Петербурге составили около $8 млн, рассказала представитель БАТ Светлана Усатова. Этот шаг должен поддержать имидж премиального бренда Dunhill, добавляет она.
В подготовке статьи участвовала Юлия Михайлова