Аналитика

Рынок картона для тонких слоев гофрокартона (лайнера) в 2007 году

Производство

В 2007 год в России темпы прироста внутреннего производства картона и тарного картона по сравнению с 2006 годом соответственно равны +1,4% и +1,9%.

Скачёк производства в 2006 году объясняется тем, что в конце 2005 года на совещании руководителей целлюлозно-бумажной отрасли с участием правительства РФ, было принято решения о существенном ограничении вывоза из Российской Федерации необработанного леса, что вызвало существенный рост внутреннего производства изделий целлюлозно-бумажной отрасли.

Производство тарного картона, сосредоточено в трех федеральных округах: Северо-Западном, Приволжском и Сибирском. Суммарно на эти округа в 2007 году приходилось порядка 86,5% от общего объема производства тарного картона в России.
 

Источник: Росстат РФ, расчёты исследовательская компания «Аберкейд»

В рамках каждого федерального округа отмечается достаточно высокая концентрация производства по отдельным регионам. В Центральном федеральном округе на долю Калужской области в 2007 году приходилось около 58,6% произведенного в этом округе тарного картона. Доли других областей составили: Московской – 17,4%, Брянской – 12,6% и Тверской - 11,1%.

В Северо-Западном федеральном округе 81,6% производства было сосредоточено в двух регионах: Архангельской области – 60% и Республике Коми – 21,6%.

В Приволжском федеральном округе 43,7% объема производства тарного картона приходилось на Татарстан; 22,6% - на Пермский край; 18% - на Республику Марий Эл.

В Южном федеральном округе лидирующие позиции в производстве тарного картона занимали Республика Адыгея (72,7%), Ростовская область (25,2%).

В Сибирском федеральном округе 2/3 объемов производства (63,4%) приходилась на Иркутскую область. Второе место заняла Республика Бурятия – 27,1%; доля остальных регионов не превышает 4%.

В Уральском и Дальневосточном федеральных округах в 2007 году тарный картон не производился.

На основании отчетности Росстата России в региональной структуре общероссийского производства тарного картона в 2007 году можно выделить пять крупнейших регионов с объемами производства, превышающими 100 тыс. тонн. Совокупная доля данных регионов составила в 2007 году порядка 66,2% всей произведенной продукции.

В 2007 году общероссийское производство тарного картона стабилизировалось, однако произошли изменения в географии производства. Наибольший рост производства в натуральном выражении был в Приволжском округе (70,5 тыс. тонн или 24,4%), в процентном выражении – в Центральном округе (5,9 тыс. тонн или 3%). В Южном округе объемы производства сократились на 34,1% или 18,7 тыс. тонн (существенный спад производства в Краснодарском крае – 28,8 тыс. тонн или 94,7%). Рост производства в Приволжском федеральном округе связан с увеличением производства Алатырской бумажной фабрики на 98,2%, Пермского картона на 37,9% и Марийский ЦБК на 22,5%. Сокращение производства в Южном округе связано с сокращением производства Азовтары на 97,8% и Эс Си Эй Пэкэджинг Кубань на 94,4%, в Сибирском федеральном округе сократили производство Целлюлозно-картонный комбинат на 62,1%.

В 2007 г. порядка 60,1% тарного картона было произведено шестью предприятиями: «Архангельский ЦБК», Группа «Илим» в Коряжме (Котласский ЦБК), «Монди Сыктывкарский ЦБК», ОАО «Набережночелнский КБК» «Группа «Илим» в Братске «Енисейский ЦБК» и Целлюлозно-бумажный комбинат.

Экспорт

В 2007 году по сравнению с 2006 годом объемы экспорта лайнера уменьшились на 266,9 тыс. тонн, общая стоимость поставок сократилась на 106,3 млн. долларов. Скачёк экспорта тарного картона в 2006 году объясняется значительным увеличением внутреннего производства российского картона, а так же ограничением экспорта необработанного леса, что отрицательно сказалось на европейском производстве тарного картона, но способствовало увеличению российского экспорта. В 2007 году европейские компании нашли новые источники получения сырья для своих производств, что увеличило внутреннее европейское производство и снизило российский экспорт.

Из России экспортируются следующие типы картона для плоских слоев гофрокартона:

В 2007 году порядка 81% объемов экспортных поставок составил небеленый крафт-лайнер.

Второе место по объемам экспорта (18,3%) занял топ-лайнер с одним беленым слоем.

Третье место за топ-лайнером марки «KOMIWHITE» (0,4%).

В 2007 порядка 50% экспорта пришлось на предприятия лесопромышленной корпорации «Илим Палп» («Илим» в Коряжме, «Илим» в Братске, ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат»). Вторая по величине доля – 23,6% от общего объема экспортных поставок в натуральном выражении – принадлежит ОАО «Светогорск». Третья по величине доля – 13,8% от общего объема экспортных поставок в натуральном выражении – принадлежит ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» («МБП СЛПК»).

Экспорт картона для плоских слоев гофрокартона осуществляется преимущественно в страны дальнего зарубежья. Среди них наиболее крупным партнером является Китай: на его долю приходится практически треть всего экспорта лайнера в натуральном выражении за 2007 год. На втором месте по объемам поставок идет Германия – 12,4%. Меньше экспортируется в Италию и Турцию – 7,5% и 7,2% соответственно.

Импорт

В 2007 году более 54,9% тарного картона было поставлено из Украины. На Финляндию и Венгрию приходилось соответственно 15,4% и 12,4% импорта, на Молдавию и Словакию приходится 8,4% и 6,5%. Доля каждой из других стран-отправителей флютинга или лайнера не превышала 2%.

Стоит отметить незначительный объём импорта тарного картона в Россию. Это связано с тем, что Россия обладает собственными крупными целлюлозно-бумажными производствами производящими практический весь спектр необходимых видов бумаги и картона, кроме того в посладние годы существенно ограничен экспорт необработанного леса, что стимулировало увеличение внутреннего производства всех видов продукции целлюлозно-бумажной отрасли.

В 2007 году порядка 43,1% от общего объема импорта приходилось на ОАО «Киевский КБК». Регион получателя – Московская и Курская области.

Вторая по величине доля импортных поставок тарного картона принадлежит венгерской компании Raabersped (12,4%). Регион получателя – Курская область, для ЗАО «Готек».

Третьей по величине импортных поставок тарного картона стала фирма "КАСВЕЛЛ ПАРТНЕРС ИНК." (9,9%). Регион поставки - г.Москва для ООО "Имэксгрупп".

Четвёртым по величине импортёром стало СП "Молдкартон" АО (8,4%). Регион поставки – Ростовская область, для ООО «Юнипалп».

Пятым по величине доля – 8,3% от общего объема импортных поставок в натуральном выражении – принадлежала ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат». Регион получателя продукции – Ростовская область, для ЗАО «Ростовторпереработка».

Всего в 2007 году:

  • 51,2% материалов для гофрокартона было направлено в Курскую область, где расположено одно из крупных предприятий упаковочной индустрии – ЗАО «Готэк»;
  • 22% было предназначено для ЗАО «Ростоввторпереработка», Ростовская область;
  • 16,6 было ввезено в Москву, где существует множество мелких упаковочных компаний;

 
Источник: Федеральная Таможенная Служба. Расчёты: Исследовательская Компания «Аберкейд»

Тенденции развития российского рынка материалов для изготовления гофрированного

В 2007 году российское производство картона и целлюлозы стабилизировалось. За 2007 год производство картона выросло в стране на 1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона (включая бумагу для гофрирования) – на 1,8%.

Такому положению вещей целлюлозно-бумажная отрасль обязана нескольким основным моментам, активно влияющих на всю отрасль.

Во-первых, практически все основные предприятия достигли максимума своих производственных возможностей.

Во-вторых, рост экспорта, вызванный ограничением экспорта необработанной древесины в Европу, остановился в результате того, что европейские производители нашли новые источники получения необработанной древесины, усилив конкуренцию российскому тарному картону и бумаге для гофрирования.

В-третьих, государственные природоохранные структуры своими жёсткими мерами добились значительные вложения предприятий целлюлозно-бумажного комплекса в закупку оборудования позволяющего снизить выбросы отравляющих веществ в окружающую среду.

В-четвёртых, в настоящее время наблюдается значительный рост на сырьё, используемое целлюлозно-бумажной отраслью. В связи с этим, для сдерживания цен.

В последние годы реализуются инвестиционные проекты по отбелке целлюлозы без использования элементарного хлора на ОАО «Светогорск», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК». Сыктывкарский ЛПК (Республика Коми) перешло на бесхлорное отбеливание целлюлозы. В целом корпорация «Монди Бизнес Пейпа» заявляет о больших инвестиционных программах, связанных с вложением денег в строительство лесных дорог, приобретением лесозаготовительной техники, природоохранными мероприятиями, увеличением мощностей по производству своей продукции.

Среди крупных иностранных компаний СЗФО выделяются по активности «Монди Бизнес Пейпа» и «Интернешнл Пэйпа». Финская «Стора Энсо» осуществляет проекты по производству гофрокартона в Центральном федеральном округе. Недавно было заявлено, что на Северо-Западе в скором времени может появиться новый западный игрок: норвежская компания «Ларрис Палп» сообщила о планах инвестировать в строительство целлюлозного завода в Псковской области около 400 млн. евро.

Российские крупные холдинги также активно инвестируют деньги в модернизацию производства, закупку нового оборудования и экологически-чистые технологии. Так, корпорация «Илим Палп Энтерпрайз» во втором квартале 2007 года завершила строительство выпарной станции для картонно-бумажного производства стоимостью более 30 млн. долларов на Котласском ЦБК в Архангельской области. «Илим Палп» также активно проводит природоохранную и ресурсосберегающую политику. Стоит отметить, что после последних приобретений в состав корпорации входят следующие предприятия: ОАО группа «Илим» в Братске, ОАО группа «Илим» в Коряжме, ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат», ОАО «ПО «Усть-Илимский ЛПК». Все вместе эти предприятия позволяют корпорации контролировать примерно 1/5 российского производства тарного картона.

Кроме того, в 2007 году Группа компаний «Титан» внедрила экологически-чистые технологии производства, наращивает объемы выпуска продукции и совершенствует систему управления холдингом.

Вместе с тем в российской целлюлозно-бумажной промышленности отмечаются и негативные моменты.

Россия, которая владеет четвертью мировых запасов леса, имеет на мировом рынке целлюлозы, бумаги и картона менее 5%. Это связано, во-первых, с тем, что, несмотря на указанные выше положительные сдвиги и темпы роста последних лет, объемы производства целлюлозы, бумаги и другой продукции ЦБП в России пока намного меньше, чем в Западной Европе, Америке и Азии. В целом, и потребление бумажной продукции в России на душу населения в разы меньше, чем в западных странах.

Во-вторых, иностранные инвесторы делают много заявлений о многомиллионных инвестициях в предприятия по глубокой переработке древесины на территории России. Однако, многие из них, получив доступ к ресурсной базе регионов, начинают просто вывозить лес за границу, ничего не строя в России, хотя такие случаи, в последние годы, стали встречаться значительно реже.

Во внешнеэкономической деятельности предприятия ЦБП сталкиваются в последние годы такой негативной тенденцией, как уменьшение прибыльности экспортных операций при росте объемов экспорта. Это связано с не совсем удачным соотношением доллара к рублю.

В целом российский рынок картона представляется для предприятий ЦБП очень перспективным. Прогнозируется дальнейший рост внутреннего рынка, который будет связан со следующими факторами:

  1. Рост экономики, особенно пищевой промышленности – одной из основных потребителей продукции ЦБП;
  2. Увеличение популярности использования упаковочных материалов на бумажной основе, картонной тары.
  3. Увеличение цен на сырую нефть вызывает значительный рост цен на сырьё для производства пластиковой многооборотной тары, которая является основным конкурентом картонной тары.

Вследствие роста мировых цен и спроса на целлюлозу, целлюлозно-бумажные комбинаты также имеют возможность расширить рынки сбыта и увеличить экспорт товарной целлюлозы.

К негативным факторам, которые могут повлиять на реализацию продукции ЦБП, можно отнести:

  1. Уменьшение потребления продукции ЦБП (переход на заменители);
  2. Повышение тарифов на энергоносители;
  3. Повышение тарифов на грузоперевозки;
  4. Изменение правил таможенного контроля и пошлин (увеличение экспортных и уменьшение импортных пошлин).
Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*