В материале использованы данные готового исследования компании Abercade Рынок жестяной банки для упаковки пищевых продуктов в 2009-2012 годах.
После бурного развития российского рынка жестебанки в 2000 – 2008 годах, когда рост внутреннего производства составил более 50% период экономического кризиса началась стагнация рынка. Рост упаковки из белой жести для пищевой отрасли тесно связан с темпами роста консервной промышленности, что стало основной причиной такого положения вещей. Сокращение объёмов производства консервной промышленности в 2009 году составило 9,7%, в 2010 году 2,8%. К этому добавилось и стремления традиционных потребителей жестяных банок искать более дешёвые виды упаковки. Совокупность этих факторов привела к сокращению российского рынка жестяной банки для упаковки пищевых продуктов в 2009 году на 16,3%, а в 2010 году ещё 4,7%. Тем не менее в 2011 – 2012 годах производство консервов росло на 1% - 2% ежегодно, что оказало влияние на рынок жестяной тары.
Важным фактором является и то, что большинство российских жестебанок, а так же пищевые предприятия обладающие собственными линиями фасовки продукции в жестяную тару, используют устаревшее оборудование и технологию производства банки. Доля предприятий, производящих современную жестебанку, сравнительно невелика.
Характерной особенностью развития рынка жестяной тары последних лет является увеличение спроса на банку с литографией, а так же увеличение доли дорогих консервов, упакованных в современные жестебанки с использованием легковскрываемых крышек, в то время как доля дешевых консервов, тара для которых производится по устаревшим технологиям, уменьшается.
Важное значение имеет и проблема сырьевого обеспечения отрасли. Единственным поставщиком белой жести в Российской Федерации является Магнитогорский металлургический комбинат. Его производственные мощности не в состоянии обеспечить всех в необходимом объеме, к тому же некоторых производителей в силу особенностей их оборудования не устраивает качество производимой комбинатом продукции (нестабильная толщина, недостаточная жесткость и др.). В результате источником жести остаётся Европа. Ведущие производители импортируют ее из Словакии, Германии, Франции. Компания «ЖестьУпак» помимо Европы закупает жесть в Казахстане. Кроме того, лаки, необходимые для производства рыбных, овощных и мясных консервных банок, приобретаются исключительно за границей.
Те не менее, не смотря на объективные трудности с которыми сталкиваются производители жестяной тары для упаковки пищевых продуктов, динамика показателей рынка в первой половине 2013 года позволяет с осторожным оптимизмом смотреть в будущее.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке, можно спрогнозировать, что в 2013 – 2015 годах рынок жестяной тары для упаковки пищевых продуктов может продемонстрировать положительную динамику в 2-5% за год.
Источник: Abercade

