В Общественной палате России прошел круглый стол "Профилактика старения". Его участники отметили, что предел жизни человека, по данным ученых, составляет 115-120 лет. И этот срок уменьшается из-за различных вредных факторов, в том числе, из-за отсутствия профилактики старения.
Увеличение продолжительности жизни должно быть одной из главных политических задач не только в России, но и в мире. Необходима государственная поддержка в развитии социальных факторов и биотехнологий, которые позволят бороться со старением и помогут предотвратить появление большинства возрастных болезней, считают участники круглого стола "Профилактика старения" в Общественной палате РФ.
Человеческий потенциал
Средняя продолжительность жизни в Евросоюзе сейчас составляет около 80 лет, данные по России составляют почти на 10 лет меньше, но предел жизни человека, по данным ученых, составляет 115-120 лет, заявил член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
"Этот средний срок уменьшается за счет нескольких базовых параметров — плохая экология, плохое питание, плохой сон, злоупотребление наркотическими и психоактивными веществами, стрессы, несчастные случаи, медицина — недостаточная диагностика, недостаточное лечение. На сегодня существуют различные технологии продления жизни млекопитающих на 40%. Они дорогие, непроверенные, но они существуют", — сказал он, сославшись на данные, озвученные в ходе Международного гуманитарного форума в Баку.
Эксперт отметил, что выход на среднюю продолжительность жизни в 80 лет является необходимой и первичной для России задачей. "Средняя продолжительность жизни в Европе растет с темпом примерно полгода (увеличения) в год. У нас примерно так же, даже чуть выше. Но темпы недостаточные. Я считаю, что мы должны ставить своей целью повышение средней продолжительности жизни на год в год. Мы вполне можем выйти на эти темпы", — сказал Марков.
Он отметил, что увеличение продолжительности жизни осуществимо через развитие биотехнологий и социальных технологий.
"С учетом современных разработок, те, кто живут сейчас, обязаны прожить до ста лет. Мы должны ставить такую задачу, это должна быть политическая задача. И социальному блоку, и биотехнологическому необходимо уделять одинаковое внимание, нужно добиваться решения правительства в этом отношении", — считает Марков.
Больше пенсионеров и интеллектуальная элита
Координатор направления по профилактике старения и увеличению продолжительности жизни общественной организации "Совет по общественному здоровью и проблемам демографии" Елена Милова заявила о том, что разница в 10 лет между средней продолжительностью жизни в России и западных странах отражается, в частности, на интеллектуальном потенциале страны.
"Когда мы говорим о том, что у нас продолжительность жизни ниже, чем в западных странах, мы должны понимать, что наши люди не способны накопить столько же знаний, как за рубежом, в течение жизни. Сколько могут сделать, например, специалисты других стран, которые работают до 90 лет! Интеллектуальный потенциал нации определяет, в том числе, и ее экономическое благополучие", — сказал она.
Руководитель научной группы Института биологии старения Игорь Артюхов постарался развенчать миф о том, что продление жизни станет причиной появления огромного числа нетрудоспособного населения, что негативно скажется на экономических показателях.
"Целый ряд исследований показывает, что продление жизни достигается не за счет растягивания периода старческой нетрудоспособности, а за счет его сдвига. То есть его длительность остается примерно той же, а растягивается именно период активности, в том числе трудовой. Период угасания остается тем же, иногда даже сжимается. Доля трудоспособного населения в результате будет возрастать", — сказал он.
Говоря об изменениях в пенсионных системах стран, связанных с увеличением продолжительности жизни, которые будут необходимы, если продолжительность жизни превысит сто лет и достигнет 150 лет, он высказал мнение, что в таком случае выход на пенсию должен будет определяться в индивидуальном порядке по фактической трудоспособности.
Артюхов отметил, что, несмотря на успехи России в увеличении продолжительности жизни, сейчас показатели находятся на уровне 1965 года. По его мнению, увеличение продолжительности жизни должно стать национальной идеей в России и одной из главных задач международного сообщества.
Бороться с причиной, а не с последствиями
Артюхов отметил, что позиция здравоохранения, когда люди лечат рак и другие заболевания, но не занимаются профилактикой старения, обречена на провал. Ежедневно во всем мире умирают 150 тысяч человек в результате факторов, вызванных старением.
Председатель правления "Совета по общественному здоровью и проблемам демографии" Дарья Халтурина напомнила, что за последние 200 лет не только увеличилась средняя продолжительность жизни с 30 до 70-80 лет, но и изменидась структура заболеваемости — сейчас преобладают неинфекционные, в том числе, возраст-зависимые заболевания: рак, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, болезнь Альцгеймера.
"Совершенно очевидно, что старение — это причина и главный фактор всех тяжелейших заболеваний. Если мы найдем способы предотвращать и компенсировать эти процессы, которые идут на клеточном уровне, то сможем предотвращать развитие этих заболеваний", — сказал она.
Артюхов отметил, если бы человечеству удалось полностью избавиться, в частности, от онкологических заболеваний, то средняя продолжительность жизни возросла бы примерно на три года.
По данным ученых, основными причинами процесса старения являются накопление токсичного внеклеточного белкового мусора, атрофия и потеря клеток и тканей, появление клеток с измененными свойствами — старые иммунные клетки и сенесцентные клтеки (накапливаются с возрастом и способствуют возрастным заболеваниям, снижают способность к регенерации и обновлению), нарушение энергетического обмена в клетке, кальцификация тканей и канцерогенез — процесс зарождения и развития опухолей.
Халтурина заявила, что, чтобы добиться контроля над старением, необходимы, в частности, государственное финансирование и контроль, научные исследования и разработки, сертификация лекарств и терапий, благоприятный законодательный климат для массового внедрения новых перпаратов и терапий, включая систему медицинского образования, внедрение лекарств и терапий в систему здравоохранения, пропаганда профилактики старения.
Помощь ученым и роль государства
Участники круглого стола отметили, что обществом правит миф о том, что старение неуправляемо и необратимо. И в таком обществе ученые, медики и производители фармацевтической продукции встречаются со скептицизмом и не получают достаточной финансовой, законодательной и общественной поддержки.
Говоря о проблемах России, Халтурина сообщила, что регуляторная база по созданию новых препаратов и терапии не готова к новым веяниям.
"У нас невозможно сейчас зарегистрировать геропротекторные препараты. Легально у нас сейчас возможно зарегистрировать исключительно препараты, которые борются с болезнями, а не которые предотвращают болезнь. В список перспективных технологий по контролю над старением входят геропротекторные перпараты, регулирование метаболизма, генная терапия, клеточная терапия, наномедицина, выращивание тканей и органов. Все это требует обновления регуляторного законодательства", — сказала она.
По ее словам, без благоприятного законодательства в сферу профилактики старения не будут приходить частные инвесторы, так как такие препараты пока практически невозможно зарегистрировать и продать. Кроме того, существующие законы препятствуют работе ученых.
"Я хотела бы предложить создать рабочую группу Общественной палаты и попробовать помочь нашим российским ученым и представителям инновационного бизнеса справиться с законодательными проблемами. Например, у нас есть запрет ввоза вывоза биоматериалов. Это колоссально тормозит российскую науку", — сказал она.
Источник: РИА Новости