Россия больше не крупнейший рынок для французского производителя молочных продуктов Danone, следует из его годового отчета. За 2014 г. доля российских продаж сократилась с 11 до 9% от консолидированной выручки Danone. Россия уступила первое место Франции (сохранила долю 10% от всех продаж) и сейчас сопоставима для Danone c рынком США (9% выручки группы, см. график).
Глобальные продажи Danone в 2014 г. составили 21,1 млрд евро. Таким образом, выручка российского бизнеса в прошлом году могла составить 1,9 млрд евро против 2,34 млрд евро годом ранее. В рублях продажи Danone в России за 2014 г. выросли, утверждает представитель Danone, отказавшийся уточнить, насколько выросли продажи в рублях. «Но из-за курса евро доля России в глобальных продажах группы немного сократилась», – говорит он. В отчете за IV квартал 2014 г. Danone писал, что рост выручки в России поддерживается «улучшением портфеля»: сокращается доля продаж молочной продукции с низкой добавленной стоимостью (например, молоко, кефир), а цены растут.
«Рентабельность сокращалась в России в 2014 г. из-за высокой инфляции по молоку, повышение цен [со стороны Danone] сгладило большую часть, но затем к концу года произошло замедление роста. Мы по-прежнему уверены в том, что можем наращивать рентабельность в России <...> но не в случае 2014 г.», – говорил на телеконференции с инвесторами и аналитиками председатель совета директоров Danone Франк Рибу в конце февраля 2015 г.
Негативное влияние валютных скачков на выручку (включая рубль, аргентинский песо и индонезийскую рупию) Danone в своем отчете за 2014 г. оценивает в -5,5%.
Валютные колебания сказались на всех транснациональных компаниях, работающих в России. Так, Pepsico, владеющая «Вимм-билль-данном», заявляла, что за 2013/14 финансовый год ее чистая выручка на развивающихся рынках сократилась на 1%, во многом также в связи с обесцениванием российского рубля, при том что органический рост составил 9%.
Россия сравнялась с Францией, крупнейшим для Danone рынком сбыта, по итогам 2010 г. (до этого года Danone не сообщал, какая доля его выручки приходится на Россию). В том же году Danone объединил свои активы в странах СНГ с российским «Юнимилком» (бренды «Простоквашино», «Биобаланс», «Тёма» и др.). Тогда для сделки «Юнимилк» был оценен в 10,5 EBITDA 2009 г., т. е. в 49,3 млрд руб. (1,29 млрд евро по курсу ЦБ на то время). В 2013 г. завершилась консолидация всех предприятий «Юнимилка», и по итогам 2013 г. выручка Danone на российском рынке впервые обогнала родной для компании французский рынок.
В январе гендиректор Danone в России и СНГ Бернар Дюкро заявил, что у компании нет планов закрывать заводы. Однако при ухудшении ситуации в экономике может пересмотреть эту позицию, уточнил он. «Danone пережил уже несколько кризисов в России, и мы абсолютно уверены, что все трудности преодолимы. Мы пришли на российский рынок более 20 лет назад и надеемся продолжать бизнес здесь еще долгие годы», – недавно уверял президент Danone Эммануэль Фабер.
В 2014 г. компания закрыла три завода – в Смоленске, Тольятти и Новосибирске. Тогда ее представители объяснили это необходимостью оптимизировать сеть производственных площадок.
Источник: Ведомости