В рамках выставки «Упаковка/УпакИталия 2016» 26 января 2016 года состоялась встреча представителей Союза немецких машиностроителей VDMA с отраслевыми журналистами.
О проблемах, связанных с импортозамещением и локализацией производств в пищевой промышленности и упаковки рассказал на встрече глава московского представительства VDMA Свен Флассхофф (Sven Flasshoff). Он отметил, что все немцы, работающие в России, знают, что значат импортозамещение и локализация. В свете санкций Евросоюза и российских ответных мер известно, что цель импортозамещения состоит в замене импорта произведёнными в России и ЕАЭС товарами. Локализация подразумевает перенос инвесторами производства импортируемых изделий на территорию Российской Федерации. Свен Флассхофф считает, что создание новых производственных мощностей в России – правильное решение. По его словам, если бы в Германии правительство объявило, что планирует создать огромное количество новых рабочих мест, бизнес аплодировал бы ему.
В прошлом году в России было принято 19 отраслевых программ по импортозмещению. Направления импортозамещения в пищевой и перерабатывающей промышленности определены в Приказе Минпромторга 649 от 31.03.15. За пять лет предусмотрено резкое сокращение импорта, пишет портал Unipack.ru. Свен Флассхофф называет это очень амбициозной целью. Но в России бывали случаи, когда очень амбициозные цели достигались страной. При этом Свен Флассхофф отмечает, что механизм по полномасштабному осуществлению этих планов прописан лишь частично.
На практике импортозамещение выражается в различных конкретных мерах. Так, было принято постановление о новых правилах по определению происхождения товаров, разработан такой инструмент политики, как специнвестконтракт, призванный обеспечить привлечение новых инвестиций. Кроме того, среди других мер – привязка субсидий к импортозамещению, закупки госкомпаний как инструмент по стимулированию локализации, а также распоряжение Правительства РФ 2781-р о получении разрешения на импорт для крупных инвестиционных проектов.
Проблемы локализации производства в России для немецкого бизнеса состоят в том, что производство может быть рентабельным при сравнительно больших объёмах. А российский объём рынка достаточно велик не для всех немецких компаний. В Германии среди машиностроителей довольно большое количество средних предприятий, чьи финансовые и людские ресурсы часто ограничены, и они не в состоянии провести локализацию производства. Кроме того, они производят не всё, многие узлы и детали покупаются у поставщиков. При локализации база поставщиков оказывается развитой не во всех сегментах.
Создание в России экспортно-ориентированного производства тоже не всегда возможно ввиду структуры затрат и организационных моментов.
Что касается отраслевого союза производителей оборудования для пищевой промышленности и упаковки, в Германии в него входят 300 компаний. В основном это средние машиностроительные предприятия. Из них примерно 50-60 имеют в России собственные дочерние структуры, ещё около 40 членов работают через торговых представителей. На сегодняшний день у членов этого отраслевого союза пока нет собственных производств в России.
Источник: Abercade