В России, равно как и в мировой практике, дентальная имплантация не включена в программы медицинского страхования и оплачивается за счет собственных средств граждан. По этой причине одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие рынка имплантатов, является экономическая ситуация в стране, определяющая уровень потребительской уверенности и платежеспособного спроса. С другой стороны, для российского рынка стоматологических изделий и материалов характерна ориентация на валютное ценообразование, обусловленная доминированием на рынке продукции зарубежного производства (для дентальных имплантатов этот показатель составляет более 95 %).
Негативный эффект от девальвации рубля и снижения реальных доходов населения в 2015—2016 гг. непосредственно отразился и на рынке имплантатов, объем которого в стоимостной оценке по итогам 2015 года сократился более чем на 40 %. Отдельные сегменты рынка имплантатов в 2015 году по-разному реагируют на снижение общего уровня платежеспособного спроса:
• Наименее чувствительным к снижению покупательной способности является сектор имплантатов премиум-класса, относящийся к высокому ценовому сегменту (цена изделия более 200 USD). Несмотря на фактическое сокращение объемов предложения имплантатов этой группы к показателю 2014 года, оно было несколько меньшим, нежели по рынку в целом. Рыночная доля этого сегмента сохранилась на уровне около 15 % в количественном выражении.
• Имплантаты среднего ценового сегмента (стоимость в диапазоне от 100 до 200 USD), в период 2010—2014 гг. сыгравшие роль основного драйвера роста рынка (CAGR 45 %), по итогам 2015 года выступили также и важнейшим фактором снижения, показав наибольшее падение количественных объемов, на 55 % определившее сокращение рынка в целом.
• Потребление изделий низкого ценового сегмента (имплантаты стоимостью до 100 USD) начиная с 2010 года увеличивалось медленнее рынка, а их удельная доля неуклонно снижалась (с 68 до 40 % в 2010 и 2014 гг. соответственно). Тем не менее, по итогам 2015 г., эта тенденция замедлилась, а значение долевого показателя показало на 4 процентных пункта (до 44 % в целом в количественном выражении).
Фактором относительной устойчивости спроса на имплантаты низкого сегмента, на наш взгляд, является отток потребителей из сегмента средней стоимости и их переключение на более бюджетные решения. Тем не менее этот процесс не компенсирует масштаб оттока из сегмента дешевой продукции, потенциальные потребители которой отказываются от выбора в пользу имплантации и переориентируются на более доступные альтернативные методы протезирования, способствуя накоплению отложенного спроса на имплантацию.
Источник: Abercade