Бактерии обладают «коллективным разумом», считают учёные

Израильским учёным удалось обнаружить у бактерий коллективный разум, который контролирует их численность. В будущем это открытие может помочь микробиологам найти эффективный способ борьбы с бактериальными инфекциями.

Согласно результатам совместного исследования университетов Тель-Авива и штата Техас, бактерии не только способны собирать информацию из окружающей среды, но и общаться друг с другом, принимая коллективные решения, пишут «Известия» со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Science.

Ученые вырастили две колонии микробов Paenibacillus dendritiformis в одной посуде и затем сократили им поставку питательных веществ. В результате бактерии не объединились в одну общую семью, как ожидалось, а стали уничтожать те клетки, которые оказались в «приграничной зоне».

Стоило ученым разделить колонии бактерий непроницаемой мембраной, как уничтожение «пограничников» прекратилась.

Эти наблюдения навели учёных на мысль, что у бактерий есть примитивный коллективный разум, который позволяет им выживать в случае, если клеткам грозит голод, шок от высокой температуры или воздействия ядов. В этих случаях они выделяют специальное вещество, которое сокращает популяцию.

«Этот механизм похож на сокращение деления обычных клеток, когда им не хватает питательных веществ, — говорит руководитель исследования профессор Эшел Бен-Якоб. — Но у бактерий есть примитивная форма социального сознания. Они знают, как собирать информацию из окружающей среды и передавать ее друг другу. Они могут распределять задачи и хранить „коллективную память“. Химический язык, с помощью которого они общаются, превращает колонии микробов в большой „мозг“, который управляет реакцией на изменения окружающей среды».

По словам Бен-Якоба, система защиты бактерий может использоваться против них самих. Теоретически нужно только дать колонии химический сигнал опасности, и тогда бактерии начнут уничтожать друг друга. Теперь ученым остается самое сложное — доказать эффективность оружия против бактериальных инфекций.

Источник: РИА Новости