Обнаружен протеин, связанный с распространением опухолевых клеток

Группа ученых из Гейдельбергского университета (Германия) описала новый протеин SCAI (suppressor of cancer cell invasion, «замедлитель распространения раковых клеток»), который препятствует продвижению опухолевых клеток вглубь здоровых тканей.

«С нарушением действия этого белка, очевидно, связано развитие многих типов заболевания: рака молочной железы, легких, щитовидной железы», — отметил один из авторов исследования Роберт Гроссе (Robert Grosse).

Перемещение клеток рака молочной железы внутри лабораторной модели, воссоздающей структуру живых тканей. Слева — «обычные» клетки, справа — клетки с нарушением действия белка SCAI (изображение получено авторами исследования).

Как известно, раковые клетки обладают высокой мобильностью и способностью к метастазированию. Продвигаясь вглубь тканей, они постоянно изменяют свою форму и активно взаимодействуют с окружающими структурами посредством клеточных рецепторов; процесс образования одного из таких рецепторов — бета1-интегрина — характеризует развитие многих форм рака. «Протеин SCAI контролирует формирование и функционирование бета1-интегрина, — объясняет г-н Гроссе. — В случае снижения концентрации SCAI в клетках они получают возможность быстрее видоизменяться и проникать в здоровые ткани с последующим образованием метастаз».

Выводы ученых основываются на лабораторных исследованиях клеток рака кожи (меланомы) и молочной железы; в ближайшем будущем авторы планируют перепроверить полученные результаты. «Если нам удастся подтвердить, что белок SCAI непосредственно связан с образованием особо «агрессивных» опухолевых клеток, можно будет начинать разработку новых методов диагностики и лечения», — считает Роберт Гроссе. По мнению исследователей, существует реальная возможность создания препарата, действие которого будет направлено на предотвращение подавления синтеза указанного протеина в раковых клетках.

Полная версия отчета ученых будет опубликована в журнале Nature Cell Biology.

Подготовлено по материалам Science Daily.

Источник: Компьюлента