Российские ученые выяснили, что белок STING может изменить иммунотерапию рака

Ученые из Института биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, подведомственного ФАНО России, совместно с Петрозаводским государственным университетом, Курчатовским институтом, а также коллегами из Университета Тафтса и Медицинского центра Тафтса (США) выяснили, что белок STING может изменить иммунотерапию рака.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда, а его результаты опубликованы в журнале Cutting Edge: The Journal of Immunology, передает Индикатор

Отмечено, что белок STING не только играет важную роль во врожденном иммунитете, но и участвует в механизмах приобретенного иммунитета. Это, в частности, может повлиять на один из видов иммунотерапии рака.

Stimulator of Interferon Genes (STING) — это трансмембранный белок 173 (TMEM173), который в организме человека кодируется геном ТМЕМ173. Когда клетки заражены внутриклеточными вирусами и бактериями, STING стимулирует образование интерферонов типа I (IFN-I), которые помогают регулировать активность иммунной системы.

«В данном исследовании было показано, что STING может активироваться не только в макрофагах, основных клетках врожденного иммунного ответа, но и в Т-клетках, отвечающих за приобретенный иммунитет. Aктивация STING в последних стимулирует продукцию IFN-I и экспрессию ISGs (генов, стимулируемых интерфероном), что характерно для клеток врожденного иммунитета. Также активация STING вызывает стресс эндоплазматического ретикулума (органоида, представляющего из себя разветвленную замкнутую систему мембранных трубочек) и активацию путей апоптоза (запрограммированной смерти), приводя тем самым к гибели Т-клеток», - рассказал Александр Полторак, руководитель проекта, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник Петрозаводского государственного университета.

Эти результаты заставляют по-новому взглянуть на STING-опосредованную иммунную терапию, которая считается перспективной моделью для развивающейся иммунотерапии рака. Этот подход основан на том, что активированные особыми химическими веществами - агонистами - STING антигенпрезентирующие клетки из микроокружения опухоли продуцируют IFN-I и впоследствии активируют T-клеточный ответ против опухолевых антигенов.

«Данный вид терапии является перспективным и весьма эффективным, в том числе благодаря прямой инъекции ДНК в опухоль. Однако полученные нами данные указывают на необходимость пересмотра STING-таргетной иммунотерапии с учетом возможных эффектов на T-клетки. Так, ДНК-индуцированная цитотоксичность, наблюдаемая в Т-клетках, может являться нежелательным эффектом такой терапии либо, напротив, ее целью», - заключил ученый.

Источник: Abercade