ЛУКОЙЛ вернулся к идее продажи части АЗС в США — компания намерена расстаться со 160 станциями, рентабельность которых ее не устраивает. Это 10% розничной сети компании в США. Год назад ЛУКОЙЛ уже пытался избавиться от актива, но не смог этого сделать.
Тогда компания рассчитывала выручить $140 млн, и у нее есть шанс выполнить задуманное, пишет "Коммерсантъ".
ЛУКОЙЛ хочет продать 160 АЗС в США, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на президента нефтекомпании Вагита Алекперова. Топ-менеджер назвал ситуацию на американском розничном рынке нефтепродуктов "отрицательной", однако подчеркнул, что полностью уходить из региона ЛУКОЙЛ не намерен. Переговоры по продаже станций уже ведутся, но не завершены, добавляют в компании.
Свой бизнес в США ЛУКОЙЛ начал в 2000 году, купив сеть Getty Petroleum из приблизительно 1,3 тыс. АЗС. Затем в 2004 году компания приобрела сеть из 795 АЗС у своего стратегического партнера — американской ConocoPhillips, которая в 2004 году стала владельцем 7,6% ЛУКОЙЛа, доведя позднее свою долю до 20%.
О желании избавиться от части АЗС ЛУКОЙЛ объявил год назад, сообщив, что решение связано с уровнем рентабельности заправок, который "не соответствует нормам компании". На долю американского рынка приходится четверть АЗС ЛУКОЙЛа. Всего, по данным последнего годового отчета компании, у нее более 6 тыс. станций, из которых более 1,5 тыс.— в Америке. Снижение общего числа по сравнению с приобретенным количеством объясняется тем, что часть АЗС не принадлежит ЛУКОЙЛу. Они работают с компанией по франчайзинговой схеме, используя принадлежащие ей логотипы. Некоторые такие соглашения со временем истекли, некоторые были расторгнуты досрочно.
В Lukoil Americas (управляет сетью АЗС в США) отмечали, что маржа в розничной реализации "низкая и волатильная", поэтому крупные компании предпочитают работать в оптовом сегменте, а заправки продают с контрактом на поставку нефтепродуктов. ЛУКОЙЛ не раскрывал имени покупателя, но отмечал, что сделка выгодная — приобретя у ConocoPhillips почти 800 АЗС за $269,5 млн, он смог договориться о продаже пятой части этих станций за половину суммы — $138 млн. Но в июне компания сообщила, что сделка сорвалась, не назвав причин. Возобновлены ли переговоры с прежним покупателем или найден новый, в ЛУКОЙЛе не говорят, новую цену не называют. В своем последнем отчете по международным стандартам ЛУКОЙЛ сообщил, что признал убыток от обесценения американских АЗС в сумме $58 млн, но природу этого убытка в компании вчера не пояснили. В ЛУКОЙЛе лишь подчеркивают, что Lukoil Americas завершила прошлый год без убытка.
У ЛУКОЙЛа нет своих НПЗ в Америке — он покупает бензин на сторонних НПЗ. Еще несколько лет назад компания, купив заправки, пыталась выстроить вертикально интегрированную цепочку, собираясь добывать нефть в Венесуэле, а перерабатывать ее затем на НПЗ на Кубе. Но год назад от планов инвестировать в кубинский завод ЛУКОЙЛ отказался. "Сам по себе заправочный бизнес в Америке никогда не приносил высоких прибылей, он скорее мог быть интересен компании с точки зрения продвижения бренда",— говорит Мария Радина из UBS. Наценка в американской рознице составляет в среднем около 15% и почти не изменилась по сравнению с прошлым годом, отмечает аналитик ИК "Солид" Денис Борисов. Но с учетом затрат прибыль от некоторых АЗС зачастую ниже, чем альтернативная доходность. Эксперт добавляет, что ситуация с ликвидностью нормализовалась, поэтому у ЛУКОЙЛа еще есть шанс продать станции по цене, сопоставимой с прошлогодней.
Источник: EnergyLand