23 апреля Комитет Госдумы РФ по энергетике провел круглый стол на тему: «Состояние и функционирование розничного рынка электрической энергии и мощности на территории Российской Федерации (правоприменительная практика федерального законодательства об электроэнергетике)». Корреспондент EnergyLand.info стал свидетелем острой дискуссии.
За круглым столом представители Минэнерго РФ, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Некоммерческого партнёрства «Совет рынка», ОАО «ФСК «ЕЭС России», ОАО «Холдинг МРСК», руководители региональных сбытовых компаний обсуждали сложившиеся проблемы в работе розничного рынка и пытались найти способы выравнивания ситуации.
В ходе обсуждения председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрий Липатов подчеркнул: «Розничный рынок электроэнергии должен работать как часы, чтобы не возникало конфликтов между поставщиками и потребителями. Острая проблема – работа розничного рынка электроэнергии, в том числе уровень цен для потребителей, должна быть решена в кратчайшие сроки». По его словам, «одной из основных составляющих прошедшей в стране реформы электроэнергетики явилось создание оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности. Эти рынки связаны между собой и положение на оптовом рынке накладывает отпечаток на функционирование розничного рынка. Механизмы, положенные в основу функционирования этих рынков на сегодняшний день работают в "полную силу". Действующая модель рынка электрической энергии и мощности, разрабатывалась в расчете на устойчивый рост потребления. В условиях снижения потребления эта модель приводит к росту нерегулируемой цены».
Юрий Липатов подчеркнул: «необходимо внесение изменений в действующие Правила функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии. Эти изменения должны защитить потребителя от неконтролируемого роста цен на электроэнергию». Потребление электроэнергии в стране в среднем снизилось на 10% к уровню прошлого года, а по отдельным территориям, где высока концентрация предприятий черной и цветной металлургии, - до 40%. По состоянию на 15 февраля 2009 года долги розничных потребителей перед гарантирующими поставщиками выросли до 100 млрд. руб. против 49 млрд. руб. на 1 ноября 2008 г. (начало постоянного мониторинга состояния расчетов на розничных рынках).
В последние недели задолженность розничных потребителей перед гарантирующими поставщиками несколько уменьшилась и составила на 9 апреля 2009 года 86,6 млрд. руб. За этот же период на оптовом рынке задолженность Гарантирующих Поставщиков выросла до 21 млрд. руб., а перед сетевыми компаниями – с 2 до 16 млрд. руб. Причинами нарастания задолженностей, помимо очевидных последствий кризиса в экономике, являются два специфических, именно для электроэнергетики, фактора:
несовпадение базиса для расчета за заявленную мощность при расчетах за услуги по передаче электрической энергии и для расчета за фактическую мощность на оптовом и розничном рынках;
тарифно-балансовые решения, принятые для сценария экономического роста, в то время как их исполнение проходит на фоне спада.
В результате анализа сложившихся в III квартале 2008 года средневзвешенных свободных цен на розничных рынках, выявлено повышение нерегулируемых цен для большинства энергосбытовых компаний. В частности, значительный рост средневзвешенных свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию наблюдается в Брянской, Орловской, Ивановской и Нижегородской областях. Как по одноставочным, так и по двухставочным тарифам наблюдается рост для небольших, по объемам поставляемой электрической энергии, сбытовых компаний до 200%. Для крупных компаний максимальный рост - до 70%.
Во многом эта ситуация вызвана сокращением доли электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам и завышением, в соответствии с прогнозом потребления свободных (нерегулируемых) цен на электроэнергию и мощность. По регулируемым ценам обеспечивается 100% потребления энергии населением. В результате, даже бюджетные организации стали получать энергию по нерегулируемым ценам. Татьяна Цветкова считает, что прекратить рост задолженности сбытовых компаний перед «сетевиками», достаточно, предоставив возможность «сбытам» выбирать тариф, ориентируясь на предпочтения своих потребителей.
внести по итогам первого полугодия коррективы в утвержденные в августе 2008 года тарифы на электрическую энергию и мощность, так как эти тарифно-балансовые решения были приняты в условиях роста потребления электроэнергии и включали значительную инвестиционную составляющую для создания новых мощностей в генерации электроэнергии, создания новых и модернизации существующих сетей и подстанций; а также внести необходимые изменения в постановления Правительства от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничного рынка электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» и от 24 октября 2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», касающиеся правил работы розничного и оптового рынка электроэнергии в условиях общего падения производства в экономике и, соответственно, потребления электроэнергии. Кроме того, Комитет по энергетике инициировал создание рабочей группы совместно с Министерством энергетики, Министерством экономического развития, ФАС и ФСТ России по обсуждению и разработке изменений в действующие правила оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) с привлечением заинтересованных сторон. Глава комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий Липатов обозначил, что предложения по усовершенствованию модели работы розничного рынка будут внесены на рассмотрение Госдумы к 1 июня. «А уже в сентябре – октябре провести парламентские слушания по этому вопросу», - резюмировал Юрий Липатов.
По материалам Energland.info