Впервые ученым удалось показать всю многогранность стволовых клеток, обнаруженных в амниотической жидкости.
Эти клетки могут быть полезны для исследования более значительного множества заболеваний и состояний, чем думали ранее.
Директор Института регенеративной медицины Уэйк Форест Энтони Атала и доктор философии из Медицинского университета Вены Маркус Хенгстшлагер доказали, что стволовые клетки амниона могут сформировать трехмерные совокупности клеток, известные как эмбриоидные тельца (структуры, образуемые зародышевыми стволовыми клетками в суспензионной культуре и имитирующие предимплантационную стадию развития в условиях in vitro).
Считается, что клетки на этой стадии развития могут стать практически любой клеткой человеческого организма.
«Результаты нашего исследования позволяют предположить, что клетки амниона обладают более значительным потенциалом, чем мы думали ранее», сказал Атала. «Это может расширить список заболеваний, в процессе лечения которых эти клетки могут быть весьма полезными».
В настоящее время ученые работают над оценкой потенциала стволовых клеток амниона в части лечения диабета и болезни почек. Группа ученых под руководством Аталы первой сообщила об успешном извлечении стволовых клеток из плаценты и амниотической жидкости, которая окружает развивающийся зародыш.
Для текущего исследования ученые взяли два дополнительных ряда стволовых клеток из амниотической жидкости, а затем исследовали уровень формирования эмбриоидных телец во всех трех рядах.
«Человеческие стволовые клетки амниона действительно могут сформировать эмбриоидные тельца», пишут исследователи в издании Онкоген. «Клеткам амниона определенно суждено стать важным источником для фундаментальной науки и регенеративной медицины».
Также ученым удалось определить, что регулятором формирования эмбриоидных телец является содержащийся в клетках белок mTOR.
Хенгстшлагер, группа которого оказалась первой, кому удалось доказать существование стволовых клеток в амниотической жидкости, сказал, что данный результат свидетельствует о необходимости учитывать новую способность проникновения в суть молекулярного механизма формирования эмбриоидных телец.
Он сообщил также, что стволовые клетки амниона могут быть полезным источником для производства определенных для конкретной болезни стволовых клеток, с которыми можно будет определить, что идет не так в процессе развития генетических заболеваний.
«Эти стволовые клетки позволяют учесть эффекты мутаций, вызывающих генетические заболевания на определенном этапе клеточного деления», сказал он.
Другие потенциальные преимущества стволовых клеток состоят в том, что их можно будет выращивать в неограниченных количествах. «Универсальны ли стволовые клетки амниона настолько же, что и зародышевые стволовые клетки — пока остается неясным», сообщил в заключение Атала, «но даже при этом результат исследования весьма обнадеживает, ведь их извлечение и использование никоим образом не затрагивает этическую сторону вопроса».
Атала избегает пока называть стволовые клетки амниона плюрипотентными, то есть клетками широкого спектра действия, способными формировать множество других клеток. Он сказал, что у них действительно встречаются некоторые свойства, характерные для плюрипотентности, они не образуют опухоли, когда внедряются в организм животных — а это одна из распространенных признанных особенностей.