Иммунный ответ: своевременная оборона

Многие виды деятельности различных систем нашего организма подчиняются циркадным ритмам (или биоритмам). Теперь исследователи обнаружили, что некоторые клетки иммунной системы имеют свои собственные биологические часы. Вариации показателей работы иммунной системы в зависимости от времени суток — явление доказанное, но его молекулярные основы не до конца ясны.

Международная исследовательская группа из Берлинского медицинского университета и Вашингтонского университета изучали иммунные клетки и образцы тканей через определённые регулярные промежутки времени в течении дня. Специалистам удалось обнаружить у макрофагов из селезёнки, лимфатических узлов и брюшной полости выраженную экспрессию генов циркадных часов. Оказалось, что макрофаги имеют собственные внутренние биологические часы, которые работают автономно даже ex vivo. На макрофагах селезёнки было показано, что при воспалительных процессах выделение иммуномодуляторов в ответ на бактериальные эндотоксины также имеет собственный ритм. Регулируются циркадные циклы макрофагов с помощью первичных молекулярных механизмов, заложенных в самих макрофагах на генетическом уровне. Именно поэтому циркадные ритмы в этих иммунных клетках реализуются даже в культурах ткани.

Кроме того, исследователи обнаружили, что работа более восьми процентов генов макрофагов подчиняются циркадной цикличности и функционируют ритмично. К этой группе относятся важные регуляторы распознавания патогенов и синтеза цитокинов.

Таким образом, знание молекулярных основ циркадных ритмов иммунной системы позволяет понять механизмы синхронизации и реализации во времени иммунологических реакций и патофизиологических ответов организма.

Источник: STRF.ru