15 сигарет стоят одной мутации ДНК

"15 сигарет стоят одной мутации ДНК" – поражающая очевидность, которая была обнаружена великобританскими учеными, расшифровывающих код двух смертельных форм рака: мелкоклеточного рака легкого и злокачественной меланомы. Они обнаружили "светящуюся метку" в мутировавшей ДНК клеток меланомы.

В рамках Международного консорциума по генетике рака, собранного обсудить расшифровку генома рака, а также социальную и клиническую значимость этого вопроса, ученые из Института в Кембридже (Wellcome Trust Sanger) представили данные о почти 23000 мутациях в клетках мелкоклеточного рака легкого и о более 30000 мутациях в клетках меланомы по сравнению с клетками нормальных тканей тех же индивидуумов.

Петер Кэмпбелл, гематолог и специалист по раковой геномике Института Sanger , и его коллега, описали огромное количество мутаций в исследовании, в котором проверялось гипотеза о том, что типичный курильщик приобретает одну раковую мутацию клетки легкого, выкуривая каждые 15 сигарет. Кэмпбелл отметил: "Каждая пачка сигарет подобна игре в русскую рулетку. Большинство из этих мутаций появляется в неповрежденном месте ДНК, и они не наносят серьезного вреда сразу, но он накапливается с каждой новой мутацией до тех пор, пока не начнется развитие рака".

Исследователи также обнаружили, что мутации были распределены в геноме неравномерно: многие располагались за пределами экзонов (кодирующих гены участков ДНК), и это, как полагают ученые, происходит благодаря усиленной работе системы репарации (восстановления) ДНК в ген-кодирующих областях.

Это предположение требует доказательств, которые прольют свет на некоторые крайне важные вопросы о степени влияния окружающей среды и образа жизни на ДНК: например, вызывают ли канцерогены мутации напрямую (что предполагает в большинстве случаев возможность их профилактики); нарушает ли рак систему репарации ДНК клеток? Оба исследования позволяют предположить, что верна первая гипотеза, поэтому оба типа рака действительно возможно в значительной мере предотвратить.

Исследователи пришли к такому выводу, поскольку обнаружили, что большая часть изменений ДНК, приводящих к раку, вызывается воздействием химических веществ табака в геноме раковых клеток легких и ультрафиолетовым излучением в геноме раковых клеток кожи.

Другим важным открытием команды, секвенировавшей геном раковых клеток легких, было обнаружение того, что одна мутация, найденная еще в прошлом году в гене CHD7, который управляет другими генами, появляется вновь и вновь, в трех независимых линиях клеток. Это свидетельствует о том, что ориентация периодических мутаций может стать новым направлением в разработке препаратов.

Но никто не утверждает, что секвенирование генома раковых клеток изменит способ диагностики рака и его терапии: это до сих пор стоит огромных средств.

По мнению Стива Эллидж, специалиста в области повреждений ДНК и генетики рака Гарвардской медицинской школы в Бостоне, штат Массачусетс, такой подход не будет введен в практику до тех пор, пока это не станет доступным большинству ученых.

Источник: MedForce