Европейский суд огласил предварительное постановление, в соответствии с которым процедуры, связанные с использованием человеческих эмбриональных стволовых клеток (чЭСК), не могут быть запатентованы. Документ подготовил генеральный адвокат суда Ив Бот.
Исследователи, ожидавшие менее консервативного решения, поражены до глубины души. И их можно понять.
Дело было вынесено на рассмотрение Евросуда Федеральным верховным судом Германии в ноябре 2009 года после жалобы экологической организации Greenpeace на Оливера Брюстле, директора Института реконструктивной нейробиологии Боннского университета. Ещё в 1991 году учёный собирался запатентовать метод получения нервных клеток из чЭСК для лечения заболеваний головного и спинного мозга. Воспользоваться им он так и не смог из-за двадцатилетней юридической дискуссии. Оппоненты исследователя считали, что оформлять подобный патент неэтично.
Ив Бот отмечает, что плюрипотентные стволовые клетки нельзя уравнивать с эмбрионами, ибо они уже не могут развиться в человеческое существо. Тем не менее игнорировать наличие эмбриона в качестве источника таких клеток, по его словам, нельзя. В противном случае это приведёт к созданию и уничтожению человеческих эмбрионов в промышленных масштабах, что противоречит этическим нормам современного общества.
Предварительное заключение теперь будет рассматриваться тринадцатью судьями Большой палаты Европейского суда. Окончательное решение ожидается в течение нескольких месяцев. Оно не будет обязательным для исполнения, но не сможет не повлиять на законодательство стран ЕС.
Государства по-разному относятся к проблеме. Например, Великобритания и Швеция разрешают эксперименты с чЭСК, даже если они ещё не утратили способности стать человеком в случае пересадки в женский организм. Германия позволяет работать только с импортным материалом, созданным не позднее мая 2007 года. Такие клетки могут превращаться лишь в отдельные органы, но не в полноценного человека. А в прогрессивной Ирландии по сей день нет никаких законодательных норм на этот счёт.
Законодательство Евросоюза относительно патентов на биотехнологии очень туманно формулирует вопросы, связанные с чЭСК. Составители правил выражаются неясно, даже когда речь идёт о клетках, получаемых из запасных эмбрионов, которые создаются для экстракорпорального оплодотворения и всё равно подлежат уничтожению.
Источник: Компьюлента