Отраслевые новости

Прислать новость

В ЮАР к середине года сформируют углеродное налогооблажение

ЮАР, несмотря на отсутствие единых мировых ставок углеродных налогов и обязательного международного соглашения противодействия угрозе изменения климата, будет стремиться к средине года завершить формирование своей политики налогообложения углеродных выбросов, с тем чтобы учесть ее при верстке и использовании государственного бюджета 2012 года.

Однако чиновники министерства финансов заявляют, что при этом первостепенное внимание будет уделено сохранению экономической конкурентоспособности экономики, а в некоторых случаях даже сохранению конкурирующих «императивов роста», создающих новые рабочие места и сокращающих бедность.
Поэтому в любом случае любые попытки ограничить углеродные выбросы будут осуществляться поэтапно в течение длительного времени. Иными словами, налоги, применяемые к углеродным выбросам, будут только частично возмещать те расходы, которые будет нести государство в связи с обязательствами по ограничениям углеродных выбросов.

ЮАР, которая генерирует ежегодно около 500 млн. тонн эквивалента углекислого газа (СО2), входит в число 20 крупнейших мировых эмитентов парниковых газов (greenhouses gases – GHG) и третье место в мире по объемам их эмиссии на душу населения. Во время конференции по проблемам изменения климата в Копенгагене в 2009 году ЮАР добровольно приняла обязательства о постепенном сокращении внутренних выбросов парниковых газов на 34% до 2020 года и на 42% до 2050 года по отношению к условиям «обычного бизнеса». Но при условии достаточной финансовой, технологической и другой поддержки необходимых мероприятий со стороны других экономически развитых стран.

Выступая на семинаре заинтересованных сторон в Мидранде, заместитель генерального директора департамента налоговой и финансовой политики Исмаил Момониат (Ismail Momoniat)  сказал, что к концу февраля поступило 79 письменных предложений к проекту налогообложения эмиссии углерода, выпущенному министерством финансов в декабре прошлого года.

Руководитель сектора налоговой политики Сесил Морден (Cecil Morden)  указал, что согласованный документ должен быть представлен кабинету министров в сентябре, а в ноябре - внесен на утверждение в парламент. Однако процесс может быть ускорен, для того чтобы законодатели смогли завершить рассмотрение законопроекта до начала 17-ой конференции сторон Рамочной конвеции ООН об изменении климата (United Nations Framework Convention on Climate Change – UNFCCC), или СОР-17, которая пройдет в Дурбане с 28 ноября по 9 декабря 2011 года.

Министерство финансов выступает за прямой налог на выбросы углерода, который, как оно считает, будет оказывать «минимально искаженное» влияние на экономику и вызывать меньше всего споров между участниками процесса, начиная со ставки 75 рандов (чуть более $10) за тонну эквивалента СО2 и постепенно повышая ее до 200 рандов (более $28) за тонну углекислого эквивалента, что будет наиболее возможным и целесообразным для изменения поведения экономических субъектов в области сокращения выбросов.

Такое заявление Мордена свидетельствует о том, что правительство приняло решение отложить принятие обсуждаемого нормативного акта о торговле квотами на парниковые выбросы до августа 2012 года, которое было с тревогой встречено многими предприятиями и неправительственными организациями, участвующими в тематическом семинаре.

На самом деле то, что экологическое лобби воспринимает как дальнейшее замедление налогового реформирования парникового загрязнения, у представителей деловых кругов вызывает тревогу то, что правительство концентрирует свое внимание на применении налоговых инструментов, а не на создании политических механизмов, включающих в себя как стимулы, так и санкции.

Но Морден продолжил защищать нынешнюю концепцию, указывая на то, что недавно Австралия также отменила свое решение об ограничениях и торговле эмиссионными квотами и вместо него возвратилась к фиксированной ценовой концепции, которая, в конечном счете, должна привести к созданию схемы гибкой торговли.
Он подчеркнул также, что углеродный налог является только одним из многих инструментов, создаваемых ради снижения эмиссии парниковых газов, и которые определенно создают целостную систему требований, которые актуализируют сокращение потребления традиционных видов энергии.

Министерство финансов отклонило также призывы к тому, чтобы поступления от налогов на эмиссию парниковых газов использовались на инвестиции в возобновляемые источники энергии (green investments), которые, по мнению Момониат, должны пополнять государственный бюджет и использоваться  в  транспарентной и ответственной манере. Целью внедрения налога на эмиссию парниковых газов является не некий заговор ради увеличения доходной части государственного бюджета на несколько десятков миллиардов, а, скорее, мотивировать экономное поведение экономических субъектов, в том числе за счет снижения других налогов, чтобы гарантировать «нейтралитет» налога на выбросы углерода.  

Морден отказался привести оценки тех доходов, которые будут генерированы посредством введения нового налога, заявив, что министерство финансов сможет провести подобные расчеты только после того, как будет полностью разработана новая налоговая схема и проведено моделирование. В последнем исследовании, проведенном международной консалтинговой компанией Deloitte Touche Tohmatsu, сказано, что за счет углеродного налога правительство могло бы собрать дополнительно около 2,5 млрд. рандов при базовой ставке R165 за 1 тонну эквивалента СО2.

Он также опроверг мнение, что 25% повышения тарифов на электроэнергию в период 2010-2015 годов было бы достаточно, чтобы  обеспечить необходимую рационализацию структуры энергопотребления. Такое повышение цен на электроэнергию, которые были «слишком долго были слишком низкими», привело бы к рефлекторному эффекту (то есть, к соответствующему повышению цен на товары и услуги, производимые при участии электроэнергии). «Но рефлекторное повышение цен не учитывает внешних факторов, формирующих спрос», сказал он.

Однако прямого ответа на вопрос, насколько уместной является монополия такой компании, как ESKOM, в контексте рыночного реформирования рынка энергоносителей не последовало. Не получены также детальные объяснения того, как будет обеспечиваться конкурентоспособность ЮАР в условиях развития экономики преимущественно за счет увеличения количества новых добывающих предприятий, а также расширения мощностей действующих горных компаний, которые будут, по всей вероятности, зависеть от развития энергетических мощностей, работающих по-прежнему на угле.

Были обсуждены также вопросы о пользе миссии «первопроходцев» в деле внедрения налогообложения углеродных выбросов, в частности, учитывая, что предложения ЮАР по сокращению выбросов на Копенгагенской конференции были конкретно увязаны с обязательствами финансовой и технической поддержки со стороны богатых стран, которые не выполняются.

Но Морден предупредил, что Южно-Африканская Республика не может позволить себе занимать позицию «ждущего и наблюдающего», несмотря на отсутствие прогресса в выполнении глобальных договоренностей. Он также предупредил, что ряд стран уже рассматривают разные сценарии корректировки налоговой политики, которая может привести к введению налогов на товары, импортируемые из стран, не участвующих в глобальном соглашении по сокращению выбросов парниковых газов.

Момониат признал, что ЮАР сталкивается с проблемой «трудного выбора» и будет искать равновесия между экологическим обязательствами и осуществлением стратегических планов развития страны. «И мы решили, что нам необходимо действовать, и мы уже предпринимаем определенные шаги, но в то же время сейчас мы больше всего думаем о том, как лучше действовать».

P.S. Украину не заботят проблемы, актуальные для ЮАР, Австралии или Бразилии. Здесь наибольшей заботой окружены вопросы «освоения» средств, полученных страной от продажи Японии квот на выбросы парниковых газов в 2009 году.

Не знакома Украине и проблема «трудного выбора». В стахановском порыве к «реформированию» политической и экономической систем просто нет времени «думать о том, как лучше действовать». Надо работать!

В крайнем случае, продадим еще одну порцию прав на парниковые выбросы. Японии она, судя по всему, в ближайшее время не понадобится, а вот для ЮАР может оказаться кстати.

Источник: Fuel Alternative

Маркетинговые отчеты

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*