
Все большую роль в наполнении продуктовых портфелей ведущих фармкомпаний играет персонализированная медицина. По данным Центра по изучению разработок лекарственных средств (US Tufts Center for the Study of Drug Development), научные, нормативные, коммерческие и практические задачи, стоящие перед разработчиками при создании лекарственных средств для целевой медикаментозной терапии, являются достаточно сложными и, как результат, подходы разных компаний к их реализации сильно отличаются
В частности, разработчики сотрудничают с научно-медицинскими центрами, проводящими фундаментальные исследования и изучающими молекулярные механизмы патогенеза различных заболеваний. Это помогает установить целевые группы пациентов, а также разработать диагностические методики для определения индивидуальных особенностей течения заболевания. Разработка персонализированных лекарственных средств требует привлечения большого объема ресурсов, что толкает компании к сотрудничеству. Однако договоры о сотрудничестве ставят новые вопросы относительно возглавления проектов и прав интеллектуальной собственности.
В последние годы получила распространение тенденция, в рамках которой для уточнения того, как пациент реагирует на ту или иную терапию, широко используют биомаркеры, однако по-прежнему при одобрении лекарственного средства регуляторные органы этих данных не принимают. Одним из ведущих направлений, в котором внедряют целевую медикаментозную терапию, является онкология. Ожидается, что в течение 10 лет все препараты, применяемые при онкологических заболеваниях, будут назначать с учетом результатов диагностических тестов, с помощью которых определяют индивидуальные особенности метаболизма пациента и течения заболевания. Персонализированный подход нашел широкое распространение в терапии заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и иммунной систем. А его использование при метаболических нарушениях, вирусных заболеваниях и патологии дыхательной системы только начинается.
Согласно данным PricewaterhouseCoopers, при среднегодовых темпах прироста на уровне 11% в 2009–2015 гг. прогнозируется, что объем рынка лекарственных средств для персонализированной медицины в США увеличится с 232 млрд. долларов до 425 млрд. долларов. Кроме того, согласно информации, опубликованной компанией UBM Canon Data Products Group, ожидается, что объем продаж биомаркеров для использования в клинических исследованиях к 2015 г. возрастет на 37.6%. Лидирующие позиции в сфере персонализированной медицины занимают компании Roche и Novartis. Каждая из них, согласно мнению Питера Килинга (Peter Keeling), главы отдела компании Diaceutics, изучающего изменения в менеджменте и консалтинге, обладает большими перспективами относительно развития персонализированной медицины.
Кроме того, большая работа по расширению данного направления ведется компаниями AstraZeneca, Eli Lilly&Co., Bristol-Myers Squibb и Pfizer. Ее результатов ожидают уже в ближайшие 2–3 года. По мнению представителей Diaceutics, фармацевтические компании GlaxoSmithKline, sanofi-aventis, Amgen и Merck&Co., Inc. могут наследовать пример других лишь в случае успеха разработок в сфере персонализированной медицины. Кроме того, согласно данным, опубликованным Diaceutics, 46% препаратов, находящихся сейчас в ІІІ фазе клинических исследований, могут использоваться в рамках стратегии персонализированной медицины.
Источник: Apteka.ua