
При подготовке материала использовались данные исследования компании Abercade Мировой рынок органических кислот: лимонная и молочная кислота в 2006-2010 годах.
В настоящий момент объем мирового рынка лимонной кислоты достигает приблизительно 1,6 млн. тонн. Развитие рынка в период с 2006 по 2010 г. происходило, главным образом, за счет наращивания объема выпуска китайскими производителями. Среднегодовой темп роста внутреннего производства там составил 10%, в то время как для США этот показатель составляет 3,3%. В ЕС объемы выпуска за рассматриваемый период сократились на 22 тыс. тонн или в среднем на 1,5% в год.
В мировой структуре производства и потребления лимонной кислоты можно выделить 3 основных региона: страны Западной Европы, США и страны Азии. Совокупно, потребление в этих регионах составляет около 73%. Если говорить о концентрации производства, то наибольшее количество предприятий по выпуску лимонной кислоты сосредоточено в Китае, США и Западной Европе.
Китайские производители обеспечивают практически половину мирового рынка лимонной кислоты, в то время как потребление в данном регионе не превышает 13%. В 2010 г. около 90% произведенной в стране продукции поставлялось на экспорт. На протяжении 2006 -2010 гг., как и в предыдущие годы, Китай занимает лидирующую позицию на мировом рынке лимонной кислоты. Стоит, однако, отметить, что вследствие серии антидемпинговых расследований, проведенных в отношении китайских производителей в ЕС и США, экспорт лимонной кислоты в эти регионы существенно сократился. В 2010 г. можно заметить переориентацию экспортных поставок. Резкое сокращение экспорта в США и страны Евросоюза компенсируется увеличением поставок в Индию, Индонезию, Таиланд, Мексику, Израиль и Россию.
Ситуация на китайском рынке в последние несколько лет начала меняться. Из ранее работавших на экспорт 30 производителей на сегодняшний день осталось приблизительно 5 крупнейших компаний, в число которых входят 2 производителя из провинции Шаньдунь, RZBC Group, TTCA Biochemistry и BBCA Group. Для того чтобы экспортировать свою продукцию на европейский и американский рынки, производители обязаны соблюдать определенные требования и стандарты. Соответственно, крупнейшие китайские производители в настоящий момент инвестируют значительные суммы на обновление оборудования для ферментации, очистки и подготовки воды, которое поставляется преимущественно западными компаниями. Качество лимонной кислоты китайского производства в последнее время существенно улучшилось, т.к. она производится на современных предприятиях, обладающих достаточным потенциалом для конкуренции на европейском рынке.
В Азии, наиболее высокое потребление лимонной кислоты наблюдается в Индии, Индонезии, Таиланде и Корее. Порядка 85-90% спроса здесь удовлетворяется со стороны производителей напитков. Эта отрасль динамично развивается в представленных странах, вследствие чего предполагаемый рост рынка лимонной кислоты в ближайшие несколько лет здесь составит около 6-7% в год.
На мировой рынок лимонной кислоты значительное влияние оказывает цена, которая в определенный момент времени снизилась из-за сильной конкуренции со стороны китайской продукции и переизбытка глобального производственного потенциала. С увеличением китайского импорта в Европу и последующим введением антидемпинговых пошлин, цена на лимонную кислоту в 2008 г. выросла в среднем на 35% по отношению к предыдущему году. В конце 2009 г. цена начинает снижаться вследствие освобождения нескольких китайских производителей от уплаты антидемпинговых пошлин при условии принятия минимальной рыночной цены, определяемой ЕС ежеквартально.
Источник: Abercade