
В материале использованы данные готового исследования компании Abercade Рынок глутамата натрия и других усилителей вкуса в 2008-2010 годах.
Собственное производство глютаминовой кислоты и ее солей в России отсутствует. Это же относится и к другим продуктам из группы «усилители вкуса». Российские компании, позиционирующие себя как производителя, занимаются фасовкой и составлением смесей из импортных усилителей вкуса.
Отечественный рынок усилителей вкуса полностью формируется за счет импортных поставок. За период 2008 -2010 годы динамика импорта не характеризуется стабильностью. При рассмотрении данных за более ранний период (начиная с 2006 года), можно сказать, что до 2010 года рынок демонстрировал тенденцию к росту. С 2006 по 2009 год рост объемов импорта глютаминовой кислоты и глутамата натрия составил 55%.
В последний год произошли существенные изменения и в структуре импорта в разрезе стран-производителей. Практически в 3 раза сократился импорт китайских усилителей вкуса при двукратном увеличении импорта продуктов производства Бразилии. Если в 2009 году доля Бразилии среди прочих стран-производителей составляла порядка 4%, то в 2010 году этот показатель вырос до 18,5%.
По официальным данным таможенной статистики объем импорта глутамата натрия в 2010 году сократился вдвое, до 6,3 тыс. тонн. Однако по мнению экспертов и крупнейших поставщиков объем рынка практически не изменился по отношению к предыдущему году. Из этого следует, что порядка 4 - 5 тыс. тонн глутамата натрия в 2010 году было завезено в Россию нелегальным путем. Такой вариант развития событий на рынке представляется наиболее вероятным, т.к. объективных причин к столь резкому падению не наблюдалось. Незначительное сокращение на 1,5 - 2 тыс. тонн, которое, с наибольшей вероятностью, отмечалось в 2010 году может быть связано с увеличением поставок в Россию рибонуклеотидов натрия, которые используются в смеси с глутаматом в качестве усилителя вкуса. Причем, функциональные свойства глурината (смесь глутамата и рибонукдлеотидов) гораздо выше, чем при использовании одного глутамата, что снижает расход усилителя вкуса и снижает издержки производства.
Источник: Abercade