Abercade представляет обзор рынка микробиологических препаратов для растениеводства России и стран СНГ в 2009-2011 годах.
По состоянию на 2011 год в России зарегистрировано 18 марок микробиологических удобрений.
Спецификой рынка микробиологических удобрений является большое количество зарегистрированных препаратов, которые не производятся в значимых промышленных объемах. Причиной этого служат относительно простые правила регистрации, с одной стороны, и трудности в продвижении препаратов и выведении производства на значимые объемы, с другой. В настоящий момент не осуществляет производственную деятельность предприятие ООО НПО «Биопром», с перерывами и в незначительных объемах выпускает биопрепараты ООО «БИО Агат Групп» (бывшее ООО «Био Бэк»), преимущественно на работу с частным сектором и мелкой фасовкой предприятие ООО "ЭМ-Биотех".
За исключением препаратов на основе симбиотических микроорганизмов, которые применяются только на бобовых растениях, микробиологические удобрения рекомендованы для широкого круга культур – зерновые, зернобобовые, многолетние злаковые, овощные, плодово-ягодные и декоративные. Также в большинстве случаев микробиологические удобрения могут быть использованы для обработки семян и посевного материала перед высадкой. Наиболее распространенной формой препаратов является жидкая.
Общая динамика рынка
В исследуемый период рынок микробиологических удобрений характеризовался устойчивым ростом. По состоянию на 2011 год объем предложения биологических удобрений оценивался в 1300 тонн/тыс. литров готовых препаратов. Основываясь на оценках производителей, можно сделать вывод о том, что в сравнение с 2009 годом объема предложения на рынке вырос на 46% в натуральном выражении и на 50% в стоимостном.
По состоянию на 2011 год потребность рынка в микробиологических удобрениях практически полностью удовлетворялась за счет внутреннего производства. Однако с 2010 года начал осуществляться импорт микробиологических препаратов, который пока не оказывает значимого влияния на рынок в целом.
Данный рост, по мнению участников рынка, стимулировался следующими факторами:
• Вновь появляющийся интерес к биологическим препаратам, после периода, когда они были фактически забыты
• Хорошие результаты использования препаратов, которые мотивировали потребителей использовать микробиологические средства в больших объемах и рекомендовать их коллегам
• Конкурентная среда для микробиологических препаратов мягче, чем для биологических средств защиты растений, поскольку им не приходится конкурировать в эффективности с химическими препаратами
• Меньшая зависимость эффективности действия микробиологических удобрений от погодных условий и других внешних факторов
Микробиологические биопестициды на данном этапе не выступают как конкурентный продукт для минеральных удобрений, поскольку уровень внесения минеральных удобрений в России в несколько раз меньше, чем в странах с развитой культурой земледелия. Биопрепараты выступают как дополнительный способ повышения урожайности и как комплиментарный продукт для минеральных удобрений.
Участники рынка также отметили, что в настоящий момент нельзя говорить о существовании конкуренции между микробиологическими препаратами и минеральными удобрениями.
Источник: Abercade